[02.04.2012] Протоиерей Всеволод Чаплин: «Будущее не за неообновленцами, будущее за соборным голосом Церкви!»

30 марта в «Интерфаксе» состоялась пресс-конференция, на которой выступили председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, член центрального совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ протоиерей Александр Ильяшенко и директор Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, советник РФ I класса Ольга Леткова. В нашем распоряжении оказалась аудиозапись интересного обмена мнениями, возникшего в рамках данной пресс-конференции.

Протоиерей Александр Ильяшенко, отвечая на вопрос одного из журналистов, как он оценивает тот факт, что портал «Православие и мир», к которому он имеет непосредственное отношение, поддержал «оранжистов» в отношении кощунства в Храме Христа Спасителя, в частности, заявил: «Надо более четко и более строго отсеивать либеральный подход. Мне кажется, что участницам безнравственной акции уделяется слишком много внимания, хотя акция уже давно прошла, и участницы уже арестованы. Получается, что Русская Православная Церковь устраивает им фантастический пиар. Мне кажется, что уже хватит их обсуждать. Для меня, например, тут проблем нет, это кощунство.

Отец Всеволод совершенно правильно сказал, что их накажут правоохранительные органы, которые должны вынести свой вердикт в соответствии с действующим законодательством. Человек, который идет на преступление, знает, какие законы существуют. Может быть, им кто-то обещал, что ничего с ними за это не будет. Так вот интересно, кто стоит за их спиной, смогут ли докопаться до заказчиков этого? Вот это было бы очень важно, тогда это дело будет доведено до логического конца».

Со своей стороны протоиерей Всеволод Чаплин, размышляя на эту тему, отметил: «Да, есть разные голоса. Иногда не только возможно, но и полезно разномыслие. Еще раз повторю, что во всей этой истории, которая является явным кощунством, есть только одна положительная сторона, а именно то, что люди стали серьезно рассуждать на важные темы, стали толковать Евангелие даже в публичном пространстве, стали больше говорить о том, что такое хорошо и что такое плохо, стали думать и спорить. Христианство и пацифизм - это одно и то же? Христианство и человекобожие, антропоцентризм - это то же самое? Христианство и толстовство - это то же самое? То, что идут споры, может, это нормально и неплохо, потому что спор привлекает все больше и больше людей к серьезному размышлению.

Но я вижу очень серьезную опасность в том, что очень небольшая группа священнослужителей и мирян, наверное, в общей сложности 50 человек, максимум 100, пытаются сейчас жестко продавить свою позицию в публичном пространстве, заявив, что это как бы позиция "всей продвинутой, интеллектуальной, устремленной в будущее, прогрессивной части" Церкви. Некоторой части секулярно-либеральной общественности это понравилось, они стали говорить: Наконец-то появилась у нас основа для реформации, для появления "новой хорошей церкви", в отличие от старой и косной».

«Я не исключаю, что мы сейчас находимся перед лицом появления нового обновленческого движения. Насколько это движение будет серьезным, покажет время. Я не вижу большой проблемы даже в том, что это движение может как-то организационно оформиться, может, даже будет искать себе альтернативные пути для реализации своей религиозности, подобно тому, как нашел для себя альтернативный путь бывший епископ Диомид. Но мои разум и сердце христианина и священника протестуют против того, чтобы считать этих людей, как они, похоже, себя считают, выразителями мнения всей Церкви, если не сегодня, то завтра, если не в настоящем, то в будущем.

На самом деле пульс Церкви бьется совершенно иначе. Соборное мнение Церкви, тысяч священнослужителей, миллионов мирян разного возраста, мыслят и действуют совершенно иначе. Люди осуждают это кощунство, ожидают от государства, что оно сделает все, дабы подобные ситуации больше не повторялись. Люди готовы отстаивать свои святыни. Люди знают, что нам нужно не приспособленческое христианство, которое адаптировалось бы под моду секулярно-политической тусовки, а Христианство огненное, воинствующее в истинном смысле этого слова. Христианство не готовое жить по законам мiра сего, а готовое жить по законам Царствия Божия. Христианство, нацеленное не на соглашательство с окружающим миром, не на приспособление к нему, а на изменение этого мира, на то, чтобы спасти если не всех, то, по крайней мере, некоторых», - считает председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества.

«Поэтому нужно говорить о том, где правда, а где ложь. Нужно говорить о том, что очень многое неправильно устроено в жизни государства, общества и в жизни многих наших соотечественников, сограждан и современников. Я все-таки уверен, что будущее за таким Христианством, что пульс, мысль, слово и действование Церкви сильно отличаются от нарождающегося необновленческого движения. Святейший Патриарх, когда высказался на тему ситуации с кощунством в Храме Христа Спасителя, очень хорошо почувствовал этот пульс и соборный разум Церкви, не поддавшись на попытки духовного шантажа, выражавшегося в разного рода текстах, которые шли как изнутри церковной среды, так и извне её, которые говорили: "Приспособьтесь к нам, пойдите на наши условия, иначе вам будет худо. Адаптируйтесь к нашему мнению, за нами будущее". Нет, господа, будущее не за неообновленцами, будущее за соборным голосом Церкви, который мыслит иначе, чем мыслят неообновленцы»,- заключил протоиерей Всеволод Чаплин.

Русская народная линия