Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресная церковно-приходская школа
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • Детский православный лагерь
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Новости » Конец диалога

    [01.04.2012] Конец диалога

             

    Несмотря на то что последние политические события полностью подтвердили мои прогнозы, на душе как-то безрадостно; как раз тот случай, когда рад бы был ошибиться. Однако, увы, я оказался прав: Церкви объявлена информационная война, боевые действия идут полным ходом, и они не прекратятся, пока одна из сторон не победит. Мы не готовы к этой войне, но нам не оставили выбора. И самое печальное - мы столкнулись с сильным либеральным лобби внутри Церкви, утверждающим что выбор есть: надо просто "не поддаваться на провокации".

    Беда в том, что провокации возникают при разных обстоятельствах и бывают разного рода. В условиях, когда судьи - либералы, и медиапространство большей частью принадлежит либералам, "не поддаваться" бессмысленно. Любое действие и бездействие будет распиарено как наша ошибка. Возмутимся осквернением храма, выступим за наказание виновных - скажут, что мы кровожадные, бессердечные злодеи. Промолчим - скажут что мы боимся и утратили веру в собственные святыни, не имеем религиозных чувств, поскольку их ничто не оскорбляет. Нас сделают виноватыми при любом варианте развития событий.

    Примечательно, что Церковь в лице своих представителей - богословов, апологетов, миссионеров, журналистов - готовилась к диалогу со светским обществом, представляя себе противников с другой стороны как оппонентов - культурных, образованных, интеллигентных людей. Что будут какие-то конференции, круглые столы, будет обмен мнениями; но диалога не произошло. И те кто до сих пор пытается вести диалог выглядят по меньшей мере странно. Диалог может быть основан только на взаимном уважении; в сложившейся сегодня ситуации диалог с антицерковными силами следует временно прекратить, как России следует прекратить дипломатические отношения с Катаром после избиения там нашего посла. Представьте, подходит к вам на улице кавказец и говорит: "я твоя мама имел". А вы в ответ так вежливо: нет, ну что вы, позвольте, здесь какая-то ошибка, моя мать порядочная женщина, сейчас я вам все объясню, и далее в том же духе. Кавказец же делает новый заход в том же духе: "ты не понял, козел, я твоя мама имел!" И так смачно плюет в лицо. А вы опять ему вежливо: ваша гипотеза не выдерживает критики, а аргументы крайне слабы, поэтому не воспринимайте как переход на личности, но я не могу принять вашу позицию, и снова в том же духе повторяете множество правильных слов - но адекватных для какой-то иной ситуации. В ответ же на аналогичные оскорбления Церкви ее должны защищать уже другие люди и другими методами.

    Итак, поскольку диалог с антиклерикализмом я полагаю законченным, далее отвечу на вопросы, нередко возникающие в ходе внутрицерковной полемики.


    1. Что делать с Pussy Riot?

    Судить по закону. И слава Богу, что в Москве православие защищает закон. Это идеальная ситуация, у которой я вижу лишь один побочный эффект: может возникнуть впечатление, что православие вне политики. Говорил неоднократно, но повторю еще раз: такого никогда не было и быть не может, а иллюзия такая возникает лишь тогда, когда политические вопросы за Церковь решает кто-то другой. Для тех, кто плохо представляет жизнь за МКАДом, напомню, что в мире есть немало мест, где Церкви приходится защищать себя самостоятельно. И случается слушать иные проповеди: завтра могут попытаться осквернить, отобрать храм, поджечь его; и вы должны быть готовы встать на защиту своей веры и своих святынь. Случается слушать иные беседы: да, мы живем мирно, стараемся никому не мешать и ни с кем не ищем ссоры. Но если завтра наш монастырь попытаются отобрать, сотня казаков будут бросать в наших обидчиков бутылки с зажигательной смесью. Таково реальное положение дел.

    Провокация может состоять из ряда последовательных действий, но при этом эти части - от одного целого, это ходы одной комбинации. Сама провокация - это единичный акт. Когда к вам подошли на улице и высказались про маму, это одно. Можно "не поддаться на провокацию", утереться, и пройти мимо. Другое дело - когда такой кавказец живет с вами в одной коммунальной квартире или в одной комнате в общежитии, и провоцирует каждый день. "Не поддаваться" в таком случае бессмысленно - надо разобраться с обидчиком, причем чем раньше тем лучше. Уже несколько лет слежу за антицерковным пиаром, и не помню чтобы в прессе не крутилось какого-то скандала, связанного с Церковью. Всегда один крупный "сенсационный" скандал, и несколько сателлитов для создания нужного общего фона (все плохо). При этом истерики только крепчают, "холодная война" недавно вошла в новую фазу, когда помимо информационных атак начались атаки в реальном пространстве и осквернения храмов. Так какой смысл "не поддаваться"?

    Ведь регулярно повторяющиеся, множественные провокации уже перестают быть собственно провокациями. Это травля, враждебные действия, война. И ранее непорядочно было продвигать мнение, что "я твоя мама имел" в отношении Церкви необходимо оставлять безнаказанным, что это легкая провокация (мол, еще доказать надо, что было именно оскорбление, весьма возможно кавказец просто плохо говорил по-русски и т.п.), которую можно просто переждать. Но после заявления членов общественной палаты это мнение стало совершенно абсурдным. Травля уже видна невооруженным глазом стороннему наблюдателю. Даже неправославные люди выступают с вот такими заявлениями:

    И когда православные апологеты, которые разумеется в курсе всех регулярно происходящих выпадов против Церкви, делают вид что ничего не происходит - я не могу найти уважительных причин для этого. Одно дело - промолчать, другое дело - метать бисер перед свиньями, давать святяню псам, и обвинять единоверцев в жесткосердии. Приправляя обвинения демагогией крайностей - мол, если дал сдачи, значит непременно маньяк и садист. В этом есть даже неуважение к труду других людей - например полицейских, военных - благодаря которому рафинированный интелигент получает возможность "жить без насилия" и множественно рефлексировать - как это здорово, замечательно и единственно истинноправославно. Более того, прощение кого-либо предусматривает свободу выбора: мог наказать, но не пожелал. Когда же возможности наказать нет, не понятно - прощает ли человек по доброте душевной, или просто повинуется обстоятельствам, и не лезет в драку лишь по той причине, что драться не умеет.


    2. Имеют ли право защитники церковных святынь утверждать "кто не с нами, тот против нас", и каков богословский и канонический статус подобных утверждений?

    В сложившихся условиях правило "кто не с нами тот против нас" применительно к православным либералам с каждым днем становится все более оправданным. Эскалация проблем ведет нас к открытой конфронтации с либерализмом. Антицерковная пропаганда чем дальше тем больше напоминает гитлеровские листовки времен ВОВ, и не лишним будет вспомнить отношение РПЦ к православным по ту сторону фронта в 1943 году:

    Святая Православная Церковь, как русская, так и восточная уже вынесла свое осуждение изменникам христианскому делу и предателям Церкви. И мы сегодня, собравшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа, подтверждаем это осуждение и постановляем: всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как против Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик лишенным сана. Аминь.

    Каков богословский и канонический статус этого решения? Православные в армии Гитлера - может, они неправильно причащались? Может, у них были догматические расхождения? За что они получили анафему? Отвечаю - за свои политические ошибки. За то, что они вольно или невольно помогали разрушать Православную Церковь.

    Оглядимся вокруг. Обама и Клинтон провозгласили защиту прав ЛГБТ приоритетом внешней политики США. О чем это говорит? О том, что пиар-акции от ЛГБТ в России - дело рук ЦРУ, создающего повод для вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Защищающие ЛГБТ "полузащитники прав" - гауляйтеры Америки. Либералы, мотивируя на действие одних, а других на бездействие, пытаясь организовать в России оранжевую революцию, расчленить и ограбить страну - совершают предательство. На примерах Ливии и Египта мы видим, какие последствия ожидают всех нас. На этом фоне под другим углом видятся, например, сообщения о попытках ввоза на территорию РФ взрывчатки. Другой смысл прослеживается в провокациях Катара и событиях в Сирии. Мы стоим на пороге Третьей мировой войны. Политическое бездействие преступно и на руку нашему противнику. Но прикладываются все усилия, чтобы православный дискурс был максимально узок - специально, чтобы получить на выходе ошибочное решение.


    3. К вопросу об узком дискурсе вплотную примыкает еще один - о ранних христианах-мучениках, которых нередко ставят в "истинноправославный" пример: почему мы не такие как они?

    Мысль о "порче" Церкви с течением времени, мысль о том что ранний христианин - лучший христианин, имеет совсем не православное, а гностическое происхождение. А почему взрослые не такие как дети? Дети - они лучше взрослых или нет? Они не лучше и не хуже, они - дети. И раннехристианский период Церкви - это ее детство, когда многое было еще не вполне осознано ее членами. Ранняя Церковь охватывала в основном нижние слои социума, но
    со временем в нее вошли представители всех социальных слоев, говоря современным языком: олигархи, политики, чиновники, ученые, философы, бизнесмены, полководцы. Плохо ли это? Не думаю. Недавние эксперименты с "диктатурой пролетариата" показали, что в процессе этой диктатуры довольно быстро формируется новая социальная элита, и снова все возвращается "на круги своя": неравенство, эксплуатация, отсутствие "социальных лифтов" и т.п. То есть уничтожать социальную элиту бесполезно, но вот воцерковить ее - возможно. Воцерковление в поздней античности всех социальных слоев привело к тому что православный дискурс стал шире, а Церковь обрела полноту и повзрослела.


    4. Как относиться к истории с "квартирой патриарха"?

    Часы, машина, дача, яхта, а сейчас - квартира. Патриарха все время пытаются изобразить как частное лицо, и поставить ему в вину какие-то частные детали его жизни, вне связи с должностными обязанностями (а не ошибки в управлении Церковью, как это было бы резонно). Кроме того, пока нападки на патриарха осуществляются из антицерковного лагеря, я спокоен - наша Церковь в надежных руках. Время бить тревогу наступит тогда, когда враги Церкви начнут патриарха хвалить.

    Николай Зайков

    Календарь

    Последние новости
    16.10.2019 «Со мной никто никогда об этом не говорил...»
    15.10.2019 Пылесосы, личностный рост, религия: как сразу распознать секту
    14.10.2019 Слово на Покров Пресвятой Богородицы святителя Николая (Велимировича)
    14.10.2019 Покров Пресвятой Богородицы
    13.10.2019 Радиация греха: ситуация в России
    12.10.2019 Радиация греха: взгляд из Великобритании
    12.10.2019 Криминал в реабилитационных центрах пятидесятников "Исход" (ХВЕ)
    11.10.2019 О духовном содержании дарвинизма

    Тайна ложных учений



    Ювенальная юстиция в России - Мы против!