[16.03.2012] Тоска по правде

Прочитав список согласованных массовых мероприятий на 5 марта в родном Екатеринбурге, невольно поражаешься – собирается ли кто-нибудь просто трудиться в этот официально рабочий день? Часть площадок предусмотрительно заняты «Молодой гвардией», однако нашлись площади и для тех, кто «не голосовал за Путина». Отдельные особо находчивые организаторы «застолбили» время аж с 7 утра до 23.00 – лишь бы не допустить на людное место «конкурентов».

Митинговая лихорадка не спадает, и по-прежнему в ней принимают активное участие православные – по тем же причинам, что уже неоднократно высказывались: нельзя мириться с ложью, и верующий человек не имеет права оставаться равнодушным к тому, что происходит в обществе. Молчание, потворчество обману и конформизм – поведение недопустимое, и площадь – прекрасное место, чтобы заявить об этом во всеуслышание раз, наверное, в десятый за последние три месяца.

Евангельская «тоска по правде» – так в большинстве своём объясняют мои соверующие желание обязательно принять участие в политических волнениях. В ответ на это более консервативные пастыри призывают начать борьбу с неправдой изначально в собственной жизни.

– До тех пор, пока ложь является нормой для каждого человека, пока мы все обманываем друг друга и считаем это чем-то привычным, нам не помогут никакие протесты. Никогда внешние перемены не могли изменить человеческую природу. Если мы хотим изменить что-то в стране, мы должны начать с себя и стараться жить так, чтобы в нашем поведении воплощались христианские заповеди, – убеждал паству екатеринбургский игумен Вениамин во время молебна «За стабильное развитие России» 4 февраля. Аналогичного мнения придерживаются и многие московские священники.

Их слова, на первый взгляд такие банальные, я бы всё же не спешила окрестить «фарисейством», как это сделали наиболее политически активные христиане. «Убрать ложь из своей жизни» – это значит не только не лгать самому, но и не соучаствовать во лжи. При этом неучастие во лжи и желание построить на земле идеальный мир – это далеко не одно и то же. Христос никогда не призывал своих последователей обличать неправды и беззакония римской власти, а на протяжении всей Священной истории критика правителей и государств оставалась прерогативой пророков и святых – людей с особыми духовными дарованиями.

Это не значит, конечно, что православный человек не может бороться с ложью или не испытывает жажды справедливости. В одной из молитв – «Вопле к Богоматери» есть пронзительные слова: «Только сердце мое, бедное человеческое сердце, изнемогшее в тоске по правде, бросаю к Пречистым ногам Твоим, Владычица». Здесь возникает только один вопрос: с какой же ложью должен столкнуться человек, чтобы его сердце в прямом смысле слова изнемогало от тоски, рождая столь пламенную молитву?

Если честно, мне почему-то трудно поверить, что такое возможно от какой-то далёкой, прямо нас не затрагивающей неправды: фальсификации не выборах или чересчур пафосных обещаний кандидатов в президенты. Искать поводы для борьбы и недовольства там, где ты не сталкиваешься с ними непосредственно в своей жизни – скорее проявление страстности, чем евангельской совести. Христианскому сердцу свойственно остро чувствовать зло и фальшь во всех проявлениях, с которыми оно сталкивается, и этих проявлений в повседневности намного больше, чем те, которые открылись нам во время выборов. Может быть, прежде чем выходить на площадь, полезнее спросить себя: ощущаем ли мы несправедливость в отношении тех, кто нас окружает, наших соседей, сослуживцев, просто знакомых? И если да, то как мы сами себя повели, столкнувшись с ней?

Кто может честно сказать про себя, что, столкнувшись с неправдой, ни разу не поступил по-конформистски? Каждый раз заступался за того, кого на его глазах несправедливо обижали? Мог выступить против своих же единомышленников и в чём-то их обличить? Видел зло и не участвовал в нём молчаливым соглашательством? Невольно на ум приходят слова известного советского учёного Льва Когана:

«Кто в наши дни сумел остаться чистым?
И хоть режим не очень я любил,
Сказать по правде, тоже заслужил
Презрительную кличку конформиста».

Безусловно, я не могу говорить за всех. Очень хочется верить, что у тех, кто продолжает сегодня протестовать, сохраняются чистые и светлые мотивы. Могу сказать лишь за свой личный опыт. В своё время, будучи ещё почти нецерковным человеком, я по наивности попала в среду, в которой клевета и ложь были вполне нормальным явлением. Когда со временем я стала это осознавать, мне стало в какой-то момент понятно, что дальнейший компромисс с совестью невозможен, что ещё шаг – и я впаду в человекоугодничество, и совсем отойду от Христа. Именно осознав это, я ощутила вот эту резкую, жизненно необходимую тоску по правде.

Конечно, такая тоска требовала конкретного поступка, который определил бы мой выбор. Только найдя в себе силы заступиться перед толпой за оклеветанную девочку, я почувствовала, что жажда правды удовлетворена. Не думаю, что я могла бы восполнить её тогда, имея возможность и повод хоть каждый день выходить на главные площади города.

Конечно, мне могут возразить, что такого рода поступки носят бытовой «местечковый» характер, и на ситуацию в стране повлиять не могут никак. И это утверждение, как мне кажется, выглядит столь же здраво, сколь и атеистично. Мы же, не будучи атеистами, не должны забывать, что живём в особом мире, где слезинка грешника дороже всех даров, где крохотные островки добра непостижимым образом оказываются сильнее всего зла, которое есть во вселенной, а упование на Бога открывает простор для совершения чуда.

И, пытаясь жить по необъяснимым и невероятным законам христианского мира, нам следует помнить, что какие-то внешние действия вряд ли имеют смысл, если не меняют чего-то в нашей собственной жизни. Для изменения жизни всегда нужна жертвенность, а особой жертвы в том, чтобы со всеми вместе поучаствовать в протестных акциях в хорошей компании, я, если честно, не увидела. Гораздо больше мужества требуется, чтобы упрекнуть в неправоте начальника, от которого зависишь, не поучаствовать в чьей-то травле, заступиться за кого-то, не поддержать распространение сплетни, рискуя оказаться «белой вороной».

Я не говорю о том, что высказывать недовольство властью ни в коем случае не надо. Я предлагаю лишь попробовать перед этим совершить в своей жизни маленькие подвиги честности и проверить, не утолят ли они «тоску по правде» надёжнее и вернее, чем любые протесты. Если же мы не готовы на это, что означает, что выход на площадь будет лишь внешней имитацией того, чего на самом деле требует наша душа.

Ксения Кириллова