[21.04.2009] "Наш бит – Дьяволу – ж...!", или другая Пасха в ДК "Маяк"

Пасха, пожалуй, самый популярный и любимый религиозный праздник. Для верующих он наполнен глубоким смыслом: произошло великое событие – Христос воскрес! Но даже те, кто далёк от церкви, не пренебрегают празднованием, покупают пышные куличи, красят яйца, и тогда Пасха приобретает оттенок семейного события... Вчера каждый праздновал этот день, как мог, но корреспонденту Academ.info, пожалуй, повезло меньше других: она попала на весьма загадочное празднование Пасхи в ДК "Маяк".

Накануне пригласительные билеты на это мероприятие раздавали на улице милые девушки. Приглашение выглядело относительно солидно, и мне стало интересно, как будет выглядеть праздник Пасхи в светском концертном зале.

Я отправилась туда, ожидая увидеть церковный хор и батюшку. Но оказалось, что я попала в ...

"Наш бит – Дьяволу – ж…!"

В дом культуры пришли в основном семьями. В билете значилось, что начало в 10:30, однако в 10:45 все толпились в холле, а в зал никого не пускали. Увидев мужчину с бейджем "Организатор", я решила выяснить, в чем дело, а заодно и узнать, в какой форме будет проходить праздник. Мужчина представился Павлом Реймхе, пояснил, что начало задерживается из-за проблем с аппаратурой, а по поводу программы мероприятия рассказал: "Будет праздничный концерт, потом служба. Организаторами является объединение церквей "Краеугольный камень". Сюда могли прийти все, кто хотят служить. Мы открыты для всех".

Наконец всех пустили в зал, и на проекторе появилось изображение: "Поздравление пастора Константина Лукьяненко". Во-первых, я удивилась тому, что поздравляет пастор, а не батюшка, а во-вторых, с экрана смотрел молодой человек в обычной, не церковной, одежде, который произнес довольно странную по православным меркам речь. Бабушка, сидящая рядом со мной, тоже была в недоумении и сказала, что "на батюшку больно не похож".

После технических заминок началась концертная программа, и первым номером выступал вполне традиционный коллектив русской народной песни "Красная калина", исполнивший две песни о Пасхе и весенней оттепели.

После них на сцену поднялись молодые ребята, напоминающие составом рок-группу: синтезатор, бас-гитары, барабаны и солистка в короткой кожаной юбке и высоких лаковых сапогах. Они исполнили заводную песню "Слава тебе, Иисус!". На лицах некоторых присутствующих читалось недоумение, но большая часть зала встала с поднятыми вверх руками и самозабвенно подпевала группе, а по краям сцены мужчины размахивали флагами России. Мне стало не по себе… А когда трио молодых рэперов читали свои творения со словами "Ты сегодня в теме! Это квартал просвещения! Наш бит – Дьяволу – ж…!", я совсем перестала понимать, что происходит.

 "Вы всё неправильно поняли"

 После такого представления из зала стали выходить люди и поспешно одеваться, словно бежали с места катастрофы.

"Нам дали приглашение на Пасху, а это какое-то бесовство! Причем на пригласительных билетах ничего не написали, а это обман", – возмущалась женщина.

Ко мне подошел мужчина, представившийся помощником пастора, и начал объяснять, что я неправильно всё поняла. "Вы же знаете, что христианство не только православное, но и протестантское? Мы не плачем, а благодарим Бога и радуемся! То, что у нас службы проходят в такой форме, нет икон, мы не крестимся и у нас другие молитвы – ничего не значит. Мы христиане, но другие. У нас и библия такая же. Это церковь, но и не церковь. Называйте, как хотите, ОАО или по-другому. Но у нас всё законно, есть лицензия, и даже губернатор нас награждал как общественную организацию, мы уже 5 лет работаем. Пройдите на службу и не делайте поспешных выводов", – пытался успокоить меня помощник пастора.

Кстати говоря, не ясно, что там и как с лицензией, которая могла быть выдана на что угодно, однако официальная церковь (как православная, так и протестанская), считает так называемое объединение церквей "Краеугольный камень" (они называют себя еще Ассоциацией Христиан Веры Евангельской "Церкви веры") деструктивной псевдохристианской сектой. 

"Ваня, ты лучший!"

Мужчина, который вёл службу, объявил, что расскажет про то, как появился праздник Пасхи, но вместо этого читал места из Библии про Моисея. Во время его речи из зала доносились фразы: "Ваня, ты лучший!" и "Аллилуйя!".

Многое в речи Ивана меня смущало, например, фразы "Мы всего егошние дети" и "Все мы в этот день пекём пасху" (хотя, как известно, пасха делается из творога, а пекутся куличи), а молитва со словами "Боже, убери всякую депрессию, которая мешает приблизиться к тебе" смутно казалась мне придуманной на ходу.

После слов "Бог благословит руку дающего" и молитвы финансам по залу пустили пластиковое ведро, в которое все складывали деньги.

Но есть в деятельности этой организации и то, что вызвало моё уважение. На сцену приглашали тех, кто излечился от наркотической и алкогольной зависимости при помощи объединения "Краеугольный камень". Три молодых мужчины благодарили церковь и пастора, говорили, что "церковь – это клёво".

Развязкой службы стал момент, когда вызвали выйти тех, кто пришел первый раз. Из примерно двухсот человек "новобранцами" оказались всего около тридцати, которым говорили: "Слава богу, вы тут оказались! Это клёво! Теперь ваша жизнь изменится к лучшему!".

"Девушка, а вы почему не вышли? – обратилась ко мне сзади сидящая женщина. – Я уже 4 года сюда хожу по воскресеньям (оказалось, что филиал этой церкви есть и в Академгородке, как раз в ДК "Маяк" – прим. автора), всех знаю. Здесь действительно вера, и это здорово!"

Меня заметили и попросили тоже выйти к сцене. Дали газету – информационный вестник "Объединение церквей "Краеугольный камень", из которого я узнала, что филиалы церквей есть в 40 городах России, а затем попросили подняться на второй этаж, чтобы заполнить анкету члена объединения.

Но я поспешила скорее к выходу… А по дороге домой зашла в православную церковь с привычной мне атмосферой покорности, умиротворения и печали в соседстве с радостью.

P.S. Не знаю, как назвать эту организацию, куда я случайно попала в этот великий праздник. Секта, церковь, собрание или ОАО… Я не осуждаю эту веру, просто она мне и другим православным непривычна, но в любом случае, как писал Юрий Левитанский: "Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу…"

Фото автора

Яна Михалькова,
Новости Академгородка Academ.info