[05.02.2009] «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»

Томительное ожидание решения Поместного Собора прервалось торжественным оглашением итогов выбора, а затем колокол Храма Христа Спасителя радостно и торжественно зазвонил благовест, извещающий об избрании шестнадцатого за всю тысячелетнюю истории Русской Православной Церкви Патриарха. По уникальности, удивительности, величественности и значимости это событие вряд ли можно с чем-то сравнить. И того духовного трепета, который охватил меня тогда, пожалуй, мне не приходилось еще испытывать.
Журналисты, друзья, знакомые все время спрашивают меня о том, каковы были мои ощущения во время оглашения результатов тайного голосования среди кандидатов на Патриарший престол. Впервые этот вопрос задал мне московский корреспондент «Русской линии» еще там, в Москве, по телефону сразу после провозглашения на Поместном Соборе избранного и нареченного Патриархом Высокопреосвященнейшего митрополита Кирилла. Чувства переполняли сердце, и я, по-видимому, не смог вразумительно ответить на него. Нужно было время, чтобы унялось волнение, чтобы чувства и мысли пришли в равновесие, нужно было успокоиться и только после этого попробовать (именно попробовать, потому что отобразить в простых человеческих словах то внутреннее, духовное состояние каждого из нас в тот момент очень сложно) объяснить людям, ничего подобного не испытывавшим, что мы, соборяне, тогда ощущали. Да и как вообще можно было говорить в тот миг, когда, по большому счету, и слов-то не нужно никаких. Достаточно было просто посмотреть на лица людей вокруг, прославлявших Господа. Именно так: мы были исполнены радостью, ибо совершенно четко знали, что Господь в эту минуту – с нами.
Было ощущение единства, церковной соборности, породивших в соборянах духовный восторг. Все пели: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних». Было очевидно, что именно благодать Святаго Духа собрала нас для принятия соборным разумом важного для Церкви, народа Божиего и Отечества решения.
Еще одна радость: в день открытия Поместного Собора замироточила находящаяся на аналое в центре храма Христа Спасителя, икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»). Святое миро крупными каплями покрывало изнутри стекло иконы, а чудесное благоухание ощущалось в радиусе нескольких метров. Так Пресвятая Богородица показала нам, что Собор и все православные христиане находятся под Ее Святым Покровом.
И в Москве, и в Новосибирске я разговаривал с мирянами, которые, по их же признанию, ожидали от Собора других результатов. В связи с этим некоторые из них пребывали в унынии, полагая, что теперь могут произойти «кардинальные изменения», начнется своеобразная «перестройка», Церковь захлестнут экуменические настроения и прочие либеральные течения. Более того, как оказалось, перемен не исключают также и те миряне, которые, наоборот, были полностью удовлетворены результатом выбора. Во всяком случае, с одним из таких людей мне уже довелось побеседовать. Говоря о «подводных камнях» во взаимоотношениях между христианскими церквами, он утверждал, что некоторая «напускная толерантность в этом отношении», возможно, сослужит РПЦ хорошую службу, и «новый Патриарх с его опытом как никто другой будет уверенно чувствовать себя в этой области».
Церковь – это люди: и те, которые живут церковной жизнью, и те, которые, называя себя православными, еще только осознают необходимость воцерковления. Несмотря на различные взгляды, всем им небезразлично, какие конкретно шаги будут предприняты новым Святейшим Патриархом. Что будет с Церковью, как будут решаться церковные вопросы? Накануне Поместного Собора Высокопреосвященейшего митрополита Кирилла спросили, нужно ли сейчас ожидать каких-то церковных реформ. Он ответил: «Упаси Бог хоть одному Патриарху войти в историю с именем реформатора!» По его словам: «Если реформа разрушает веру, традицию, ценности, то такая реформа называется ересью». К счастью, заметил тогда владыка Кирилл, среди архиереев Русской Православной Церкви не наблюдается «реформаторского зуда», что в целом говорит о вполне здоровой духовной обстановке внутри Церкви.
Во второй день Поместного Собора, на предложение игумена из Сумской епархии, о необходимости внесения в Устав Церкви фразы, что Патриарх должен являться гарантом Православной веры, Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл, избранный и нареченный Патриархом Московским и всея Руси, ответил: «Так говорить некорректно. Мы не можем повторять католическую ересь о приоритете Патриарха как гаранта веры. Ибо у римо-католиков говорится: «где папа – там и церковь». У нас гарантом веры является Соборное сознание народа Божьего». Развивая мысль Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл еще раз подчеркнул: «Никаких реформ, спускаемых сверху, которые бы вносили соблазн и разделяли Церковь, НИКОГДА НЕ БУДЕТ! Сохрани Бог войти в историю Церкви Патриархом-реформатором. Лишь когда изменения произрастают изнутри Церкви и подтверждаются Соборным сознанием тогда все это будет во благо».
На Соборе затрагивалась тема отношения Православной Церкви между Церквами-Сестрами. Нареченный Патриарх сказал, что такие отношения будут развиваться и впредь, но при этом он отметил, что речь идет о Православных Церквах. По его словам сегодня не всякая церковь, заявляющая о себе как о сестре Православной Церкви, на самом деле таковой является. В этом месте хочу подчеркнуть, что о своих «дружественных» отношениях к нам лукаво любят заявлять неопятидесятнические организации, являющиеся по своей сути псевдорелигиозными тоталитарными сектами.
Во время обсуждения «Определения Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.» соборяне говорили о плодотворном сотрудничестве с государственной властью. При этом в седьмой пункт «Определения» было сочтено необходимым внести слова о том, что при сотрудничестве следует уважать принцип невмешательства церковных и государственных учреждений в дела друг друга.
Церковь отделена от государства, однако представители высшей его власти, в том числе президент страны и премьер-министр исповедуют Православие. Это наводит на мысль, что все будущие переговоры Святейшего Патриарха с руководителями государства, по большому счету, будут являться переговорами единомышленников и приведут к согласию. У новоизбранного Патриарха Кирилла имеется большой опыт общения на этом уровне. Он умеет вести миролюбивый разговор с жесткими оппонентами, а уж с православными христианами, думается, он всегда сможет найти общий язык по любым вопросам.
На Поместном соборе были и другие вопросы, которые порождались тревогой за будущее Церкви, и на все нареченный Патриарх дал емкие, но одновременно весьма содержательные, яркие ответы.
Тем, кто возможно до сих пор пребывает в унынии из-за не сбывшихся надежд по поводу избрания Патриарха, хочу сказать следующее:
Разве Господь оставил Свою Церковь, разве Благодать Святаго Духа покинула Ее? Никак! Это у папистов папа наместник Христа, а с нами – Христос. Недостаточно просто верить в Бога, надо ВЕРИТЬ Богу. Ведь мы же говорим, что ничего случайно не происходит, а здесь явно, без всяких сомнений, проявилась воля Божия. Зачем же противиться Богу? «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13, 8). Надо жить со Христом и во Христе, мы должны объединиться вокруг Его Святой Церкви, вокруг Святейшего Патриарха, которого избрали соборным разумом, Благодатью Святаго Духа, и горячо молиться о своем Предстоятеле, Великом Господине и Отце нашем, чтобы Господь укрепил его и направил всех нас ко спасению.
Протоиерей Александр Новопашин