[24.08.2011] Возвращение атеистического мракобесия

Новый проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» создан в духе декретов 1918 года, где говорилось об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Его вполне можно назвать «Декретом об упразднении школы в России».

Мы все учились в школе. В конце прошлого века она превратилась в «образовательное учреждение», а в новом проекте на смену этому пришла «образовательная организация». Может быть, с юридической точки зрения, в этом есть некий прогресс, но мне видится, что, исключив понятие «школа», мы теряем некий глубокий смысл. Восхищаясь успехами человека, мы часто повторяли «вот это школа!», а понятие «научная школа» или «школа жизни» знакомы были всем с детства. Мы переступали порог школы с трепетом и страхом Божьим: вступали в новый мир, таинственный и в некотором смысле священный.

Проект упразднил и учителя, жизнь которого была особым высоким служением, превратив его в «педагогического работника», который является «физическим лицом, состоящим в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняющие обязанности по обучению, воспитанию обучающихся...» (пункт 23 статьи 2). Т.е. призвание учителя низводится до обязанности.

Исчезло понятие «духовно-нравственной личности», осталось просто «личность» (что это такое - понимай, как знаешь). «Духовно-нравственные ценности и принятые в обществе (каком?) правила и нормы поведения» (пункт 4 статьи 2) - понятия трудноопределимые, если потеряно слово «традиционные». «Традиционные для России нормы и правила поведения», «традиционные ценности» - это более определенные понятия, но именно от этой определенности и освобождает проект закона наше образование.

«Образовательные услуги» (пункт 15 статьи 2) - история педагогики такого еще не знала! Это новая категория в научной педагогике, так же как и «трудоемкость» (пункт 32 статьи 2), очень похожая на «трудодень».

Как критерии оценки образования вернулись и знаменитые ЗУНы (знания, умения, навыки), дополненные компетенцией, опытом деятельности и развитием способностей (пункт 20 статьи 2). Не имеет значения, каково духовно-нравственное развитие учащегося, а важно только приобретение им определенных знаний и усвоение некой информации. Т.е. из задачи образования вовсе исключается воспитательная часть.

Специалистам известно, что целью образования является вхождение в традицию, ее освоение, сохранение и передача от одного поколения другому. Традиция же есть способ сохранения или выживания народа в своем историческом бытии. Изменив традицию, мы обрекаем народ на вымирание, что и происходит в наши дни. Таким образом, для существования народа традиция должна храниться неизменной - меняются лишь условия, в которых она передается. Главной задачей закона «Об образовании» должно являться создание такой систем образования, такой образовательной среды, которая позволила бы сохранить традиционные ценности, традиционный уклад жизни, воспитать особый тип личности, присущий нашей цивилизации. К сожалению, предлагаемый проект рассчитан выполнить задачу совершенно противоположную. Он упраздняет даже те возможности, которые были в предыдущих законах.

Рассмотрим статью 3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования». В пункте 1 говориться о признании приоритетности сферы образования (кто может в это поверить?!), в пункте 2 - об обеспечении права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (бедность и закрытие сельских школ - это ли не дискриминация?!).

В пункте 4 статьи 3 читаем, что одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является «единство федерального образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; включение российского образования в мировое образовательное пространство». Вот мы и встретили понятие «традиция». Про включение в мировое образовательное пространство в проекте все прописано до мелочей. А как сохранять национальные культуры и региональные культурные традиции, мы больше не встретим ни слова - это просто декларация. В предыдущем законе была дана возможность в рамках регионального и школьного компонентов образовательного стандарта изучать национально-религиозные культуры. Именно в рамках этих компонентов в тысячах школ в десятках регионов был введен предмет «Основы православной культура», разработаны и изданы учебные программы, учебные и методические пособия. Были подготовлены тысячи профессиональных педагогов по этому направлению. Открылись десятки факультетов теологии при высших учебных заведениях. Это была поистине народная инициатива родителей и педагогов. Инициатива, которая напугала власть. И теперь при помощи поправок ликвидировали региональный и школьный компоненты, лишили регионы самостоятельной политики в сфере образования, при помощи сомнительного эксперимента добивали право родителей и учеников на национально-цивилизационное образование.

Кроме того, в Конституции РФ есть понятие «многонациональный народ России», а понятия «многонациональное государство» не существует. Т.е. использовать его в данном случае неуместно. Во множестве словарей и энциклопедий многонациональное государство определяется как империя. Значит, или не используете в законе неконституционное понятие, или уж называйте вещи своими именами: «...культурных традиций и особенностей в условиях Российской Империи».

В новом законе в очередной раз декларируется светский характер образования (пункт 5 статьи 3), но совершенно очевидно, что речь идет о возрождении атеизма. Так упорно в проекте закона избегают разговоров об изучении религиозных культур, признании дипломов и степеней духовных школ и академий, включении в перечень ВАК теологии, что никаких сомнений в навязывании атеистической идеологии не остается. Разработчики упорно не понимают того, что целью светского образования является просвещение, в том числе и культурно-религиозное, а вероучительным образование является только тогда, когда его цель - формирование образа жизни на основании полученные знаний. Так вот анализ проекта как раз и наводит на мысль о том, что готовится закон не о светском образовании, а о вероучительном атеистическом образовании. Слово «религия» происходит от лат. religio, relegere - «связь», «связывать», т.е. религия - связь с Богом. Совершенно очевидно, что атеизм - своего рода религия, а атеисты - одни из самых верующих людей, поскольку так неустанно воевать против Бога могут только глубоко уверенные в Его существовании люди. И новый закон, исключая духовно-нравственное воспитание и культурное просвещение учащихся на базе традиции, навязывает системе образования религиозную атеистическую пропаганду. Наша система образования уже готовит, а сейчас узаконит подготовку атеистов по разным направлениям.

То, что новый закон больше похож на большевистский декрет, особо проявилось в некоторых статьях. И гнев, по всей видимости, вызвали наши православные учителя. Православную культуру практически запретили преподавать и тысячи православных педагогов вернулись к своим предметам. Но, естественно, они не отказались от своих взглядов и научного мировоззрения. В проекте закона им на первый взгляд даже позволяется «свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность» (пункт 3.1 статьи 48). Но в 49 статье у законодателей сдали нервы: «Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный процесс в целях политической агитации, религиозной пропаганды, или для побуждения обучающихся к действиям противоречащим Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации» (пункт 2 статьи 49). «Запрещается политическая агитация, религиозная пропаганда» - ну прямо Уголовный кодекс! Вот это уже серьезное предупреждение: попробуйте только скажите про Божественное Откровение или традиционные религиозные ценности и взгляды - могут и уволить. А то, что толерантность, гомосексуализм, феминизм и прочие пагубные «измы» есть политическая агитация партий и движений, распространяющих так называемые либерально-демократические взгляды - про это молчок.

Общее впечатление, что целью данного закона является разрушение того хорошего, что удалось до сих пор сберечь, и утверждение свершившихся беззаконий, вроде ЕГЭ.

Похвальны старания неравнодушных людей предложить свои поправки. Наиболее удачная попытка, как мне видится, получилась у М.Н.Кузнецова и И.В.Понкина, наверное, потому что они профессиональные ученые-юристы.

Оптимизма у меня по отношению к этому проекту не очень много: не для того он замышлялся, чтобы облегчить нам жизнь, воспитать достойное поколение русских людей. Да и проект «дебилизации России» никто не отменял, также как и проект «утилизации России», а данный закон - один из элементов этих проектов. Но Бог поругаем не бывает. Наши дети - нам их и воспитывать. Бог в помощь.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары, специально для «Русской народной линии»