[23.08.2011] Россия в оковах толерантности

Люди, выбравшие для государственной политики псевдодуховность, не нуждаются в масштабе. Толерантность не имеет направления, движения нет ни в какую сторону, а значит и масштаб не нужен и духовные знания не нужны. Стояние на месте в духовном направлении заставляет примитивизировать остальные властные структуры. Именно поэтому к управлению важнейшими институтами государственной власти приходят «чеховские» чиновники типа гг. Фурсенко, Сердюкова, Эрнста, Швыдкого, Матвиенко и иже с ними. Других нет и при сделанном духовном выборе быть не может. В этом трагедия сложившейся ситуации в политической жизни России...

Еще раз перечитываю многочисленные публикации в СМИ за разные периоды о многочисленных безобразиях, беззакониях, пороках нашей общественной жизни и с горечью убеждаюсь: нет, ничего не меняется. По крайней мере, в лучшую сторону. Казалось бы, многочисленные яркие, логичные, доказательные публикации должны были возыметь некоторое действо со стороны властных структур, но нет "а воз и ныне там". Почему же власти так безразлично глухи к нашим переживаниям, обличениям? Почему так спокойно и настойчиво идет движение к нарастанию эгоизма, равнодушия, духовной теплохладности в нашем обществе? В чем главная, коренная причина всех наших сегодняшних бед? Почему с такой ностальгией и тоской старые люди вспоминают далеко несытые, трудные, идеологически жестокие советские времена?

Чтобы ответить на эти вопросы, следует задуматься о духовных координатах, в которых мы с вами живем. Координаты - термин математический, и все мы на уроках алгебры рисовали различные системы координат, с разным масштабом, с различными направлениями осей. Духовные координаты определяют направление и масштаб нашей духовной жизни. Какое направление духовной жизни выбирает руководители нашей страны: положительное или отрицательное, и как далеко мы продвинулись в нем? Какой масштаб духовной области? Собственно, любая власть выбирает нужные для себя духовные координаты и их направление, преследуя определенные цели. Этот выбор определяет все остальные области общественной жизни государства.


Неудавшийся опыт большевизма

Мне очень часто пожилые люди задают вопрос: почему в советское, безбожное время мы были самой читающей страной в мире, почему у нас была лучшая в мире система образования, высокий уровень науки, культуры, промышленности. И, правда, почему?

Большевики первыми в мире создают государство, где в центр мироздания ставится человек. Человеческий разум, знания, воля должны определять развитие цивилизации. Все, абсолютно все, религиозные учения запрещены. В духовных координатах они выбирают полное отрицание Творца. Любые духовные учения, кроме атеистического, подвергаются жесткому преследованию и последовательному уничтожению. Православие особо ненавистно этим людям, потому что в России оно - основное вероисповедование. Именно поэтому православные подвергаются самым лютым гонениям. О существовании каких-то мелких сектантских групп говорить просто не приходится. Атеизм не терпит никаких иных учений кроме собственной идеологии. Именно такие были выбраны духовные координаты. Вектор духовной жизни направлялся не вверх ко Творцу, а вниз, к насыщению и торжеству плоти. Как это не покажется странным, но именно этот выбор вынудил главных идеологов и руководителей государства создавать передовые общественные институты. Да, разве просуществовал бы СССР больше 10-20 лет, если бы не создал прекрасную систему образования, которая в свою очередь позволила науке выйти на передовые рубежи, создать мощную промышленность, хорошо подготовленную армию. Жили трудно, голодно, но мощная пролетарская культура обещала после всех перенесенных мытарств светлое будущее. Как прекрасно оно рисовалось в старых, добрых, советских кинофильмах, в романах и театральных постановках, в поэмах и песнях. Кстати, и сегодня многие молодые люди с удовольствием смотрят эти фильмы, а о высокой песенной культуре советских времен можно говорить очень много и долго. Лишенная молитвы душа русского человека, видимо, находила хоть какую-то отдушину в лирической песне. Итак, выбор отрицательного духовного направления потребовал защиты принятых идеологических догм через быстрое и качественное развитие многих общественных институтов.

Но мир живет и движется по объективным законам, которые Творец заложил в основу мироздания. Эти законы действуют не только в области материального мира, но и духовной сферы. И нарушение духовных законов неизбежно ведет общество к катастрофе. Повторю сказанное ранее в одной из своих статей: «на санях летом долго ехать нельзя - развалятся». И вот, несмотря на высокий уровень образования, науки, социальной защиты, культуры и искусства, досконально продуманную идеологическую обработку граждан - система, направленная к ложной духовной цели, рухнула. Была забыта старая мудрость: «Без Бога не до порога». Бесконечно нарушать объективные законы (и прежде всего, духовные) никому не позволено: «Бог поругаем не бывает».


Выбор псевдодуховности

Но на смену атеистической доктрине пришло другое, более страшное, учение духовного беззакония, которому не сразу придумали название, но, в конце концов, остановились на заумном латинском термине - толерантность. Любое целенаправленное направление движения в духовных координатах было отменено, вектор движения был принят равным нулю. Двигаться было позволено всем по своему выбору и разумению, но без заданного направления, от которого государство отказалось. Духовные законы, которые были положены Творцом в основу мироздания, теперь отрицались не грубым безбожным атеизмом, а принципами либеральной демократии: «духовной истины нет, духовных законов нет, а значит, и Бога нет - каждый может идти куда захочет». Другими словами, толерантность - это тот же атеизм, только в либерально-демократической форме. Такой выбор можно назвать псевдодуховностью.

Как и положено, избранный «нулевой вектор» потребовал, прежде всего, как и при большевиках, устранения конкурентов. Законодательно уравняв Православие даже с сатанинскими оккультными учениями, государство распахнуло двери перед всеми заезжими «миссионерами», приглашая их «просветить» граждан России. Можно вспомнить «Белое братство», «Аум Синрикё», «преподобного» Муна, которого принимали в Кремле на самом высшем уровне. Все каналы ТВ были заполнены иностранными проповедниками. Дело дошло до того, что Святейший Патриарх Алексий II был вынужден обратиться к руководству страны с просьбой наложить мораторий на выступления по ТВ всех религиозных проповедников, включая и православных. Но дело было сделано, государство своими решениями не позволило стране вернуться к вере своих предков, к своим корням. Толерантность уже открыто насаждалась нашими государственными лидерами, как практически сделанный ими выбор. Именно выбор примитивной веры, духовного беззакония, стал порождать примитивные общественные институты. Для примитивной духовности необходимо примитивное образование, которое (цитирую министра образования Фурсенко) должно воспитывать не личность, а первоклассных потребителей. Примитивной духовности требуется примитивная наука с научными псевдопроектами по типу Сколково. Можно вспомнить о как-то позабытых всеми национальных проектах, на которые были выделены сотни миллиардов рублей. И где отчет о результатах внедрения этих широко разрекламированных проектов? Возникает еще один вопрос: если они провалены людьми, которые за них отвечали, где гарантия, что новые проекты не ждет та же участь? Единожды солгавший и не покаявшийся обычно продолжает лгать. Ведь о Сколкове говорят бывшие руководители национальных проектов, и что опять поверим на слово? Примитив рождает примитив.

О нашей культуре и искусстве говорить без боли совершенно невозможно. Попробуем вспомнить и сравнить масштаб личности дореволюционных певцов Шаляпина, Неждановой, Собинова и сегодняшних кумиров, народных артистов России, способных ударить женщину, публично нецензурно обругать журналистку. Здесь не просто примитив, тут нечто более страшное. Не нужна примитивной духовности развитая промышленность, которая была в советское время, а вот статус «сырьевого придатка» вполне соответствует выбранным духовным ориентирам. Не нужна примитиву и боеспособная армия, потому что близкие по духу западные партнеры исповедуют ту же толерантность. От кого защищаться, если духовный выбор одинаков? Ведь там, на Западе, за границей - духовные собратья, единомышленники.


Мельчающая власть

За нарушение любых объективных законов, положенных Богом в основу мироздания, приходится расплачиваться скорбями. За нарушение духовных законов - скорби самые тяжелые. "Начало премудрости - страх Божий" - так гласит Св. Писание. Но чего нет у наших властей, того нет! Призвать народ к толерантности, внедрять ее всей мощью государственного аппарата, и при этом ставить свечку и молиться в Православном храме о погибших в катастрофе, могут только люди, исповедующие духовное беззаконие и не знающие страха Божия. Что делать, если личность людей, претендующих на лидерство, мельчает с каждым годом. Можно вспомнить героев из романов Достоевского и героев из рассказов Чехова. Братья Карамазовы, князь Мышкин и чиновники чеховских рассказов и пьес. Что называется: почувствуйте разницу. Вот нечто подобное и у нас происходит. Люди, выбравшие для государственной политики псевдодуховность, не нуждаются в масштабе. Толерантность не имеет направления, движения нет ни в какую сторону, а значит и масштаб не нужен и духовные знания не нужны. Стояние на месте в духовном направлении заставляет примитивизировать остальные властные структуры. Именно поэтому к управлению важнейшими институтами государственной власти приходят «чеховские» чиновники типа гг. Фурсенко, Сердюкова, Эрнста, Швыдкого, Матвиенко и иже с ними. Других нет и при сделанном духовном выборе быть не может. В этом трагедия сложившейся ситуации в политической жизни России.

К сожалению, сегодня во властных структурах нет личности, способной повернуть духовный вектор в другую сторону. Все политическое поле зачищено. Как атеизм не терпит никаких иных духовных учений, так и толерантность не терпит духовных лидеров в своей среде. Ни в одной из светских областей общественной жизни нет ярких личностей, в почете лишь шоумены, шуты, клоуны, актеры, журналисты, спортивные гладиаторы. Разговоры о подлинном национальном лидере беспочвенны, потому что система духовного беззакония всеми силами будет противиться его появлению в любой области общественной жизни. Присмотритесь к личностям губернаторов, мэров больших городов. Попытайтесь вспомнить хотя бы одного яркого запоминающегося лидера. Если герой пьесы Грибоедова бы рад служить, но прислуживаться ему было тошно, то сейчас все с точностью наоборот. Толерантность службы не терпит, нужны прислуживающие. Нам остается только догадываться: сознательно сделан данный выбор нашими государственными руководителями, или же он так настоятельно рекомендован им западными «друзьями», что невозможно было отказаться.


Предвыборное табу

Грядут выборы. Сегодня можно услышать много сарказма и иронии в рассказах о выборах в Верховный Совет (советский парламент) в СССР. Там все было, действительно, примитивно: одномандатные округа, на одно место один кандидат, который выдвигался по месту работы производственными коллективами, а голосование шло по месту жительства за предложенную кандидатуру. Что же мы наблюдаем сегодня? И что нас ждет в ближайшем будущем? Прежде всего, яростная, непримиримая, обличительная предвыборная дискуссия. Сколько слов будет сказано об угробленной промышленности, сельском хозяйстве, об униженном положении врачей и учителей, которые должны быть элитой общества. Много будут говорить о взяточничестве, о воровстве, о произволе чиновников. О безнравственности и беспринципности властных структур, о вседозволенности СМИ и прочее. Говорить и обличать будут искренне, яро с цифрами и фактами в руках, но... никто, абсолютно никто из всех участников дискуссий никогда не затронет "священную корову" толерантности. Здесь абсолютное табу для всех и единый выбор у всех партий и фронтов. Мне всегда было любопытно слышать одного из самых ярых обличителей и, одновременно, самого яркого проповедника (своими конкретными делами) толерантности г-на Зюганова. Вот он принимает участие в Крестном ходе, спустя короткое время возлагает цветы к памятнику Ленина, а потом поет партийный гимн, где хулится имя Божие. Как это можно совмещать понять трудно, но, если вспомнить о принятом партийными элитами всеобщем принципе толерантности, то все становится ясно. Собственно, кто победит на выборах, не так и важно, принцип толерантности - псевдодуховности - исповедуют все наши партии, а значит будущее примитивное развитие всех институтов власти предопределено.

И в заключении не могу удержаться, чтобы не вспомнить один старый, но очень злободневный анекдот. Я услышал его, когда учился в первом классе в конце 50-х годов ушедшего века. Тогда я не мог понять, в чем его соль, почему смеются взрослые. Сегодняшняя ситуация, кажется, все прояснила.

Идут выборы в Верховный Совет Советского Союза, куда баллотировались и высшие партийные руководители государства. Иностранные журналисты обращаются к Первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву с вопросом:
- г. Хрущев, Вы не волнуетесь, что Вас могут не выбрать?
- Нет - отвечает Никита Сергеевич - совершенно спокоен.
- Тогда позвольте Вас поздравить.
- Нет, рано - отвечает Хрущев - это еще надо провернуть.

В преддверии предстоящих выборов хочется обратиться ко всем будущим кандидатам от единых фронтов, правых и левых сил, демократических и либеральных партий с вопросом: «Уважаемые господа, вас уже можно поздравить? Или, как в старые добрые советские времена, вам все это еще надо провернуть???!!!» А ведь многие, увы, многие из вас крещены в Православной вере. И в Таинстве Крещения вы сами или ваши восприемники давали клятву служить Творцу в Православной традиции. И что может чувствовать человек, из принципов толерантности нарушающий свою клятву Богу, остается только догадываться. Понятно, что искушение властью имеет огромную силу, но в то же время страх Божий, который называется премудростью, не должен исчезать уж совсем из ваших душ. Живая же она душа то, живая. Но толерантная вера, похоже, научила вас справляться и с этим: ноль, умноженный на любое число, дает в результате ноль. Право, не ведаем, что творим. Поменять воинствующий атеизм на атеизм толерантный, при этом говорить о пороках прошлого и обещать что-то светлое в будущем могут только отчаянные ЛИЦЕМЕРЫ.

Протоиерей Евгений Соколов
ИА Православие на Северной земле