[05.07.2011] Новые методы сайентологической пропаганды: психотренинги, основанные на дианетике

В наш Центр пришло письмо от студента челябинского педагогического университета о новых методах распространения сайентологии – на этот раз это гремучая смесь, представляющая собой сайентологические психотренинги с ярко выраженной оккультной составляющей. С учетом того, что сайентологи не признают психологии и все связанное с психологией действует на них как красная тряпка на быка, это совсем странно: то ли сайентологи решили «забыть» о своей позиции по отношению к психологии, то ли, что скорее всего, некоторые психологи привносят в свою работу свои сектантские увлечения, чем явно дискредитируют науку.

Здравствуйте. Я студент педагогического университета. Недавно в нашем учебном заведении раздавали листовки с рекламой некоего психологического тренинга. Нам предлагали пройти недельный курс (за 7 000р), по окончании которого выдавался сертификат, дающий право уже самостоятельно проводить занятия. Обещали серьезный доход (час занятий стоит 3 000р). Раздачу листовок осуществляла преподавательница из университета, и вот как она описывала суть методики:
«Тренинг основан на дианетике Рона Хабборта и восточной философии. Во время проведения диагностики клиент с помощью холотропного дыхания погружается в транс. Находясь в этом состоянии, клиент вспоминает прошлые жизни и находит в них ответы на беспокоящие вопросы. Также на занятиях проводится сеансы спиритизма, призываются души покойных предков и они дают советы на будущее».

После такой презентации преподавателю были заданы вопросы. Вот некоторые из них:

Студенты: насколько безопасен этот метод?

Преподаватель: А какой метод психодиагностики может быть назван безопасным? (И это спрашивает преподавательница, ведущая лекции по психодиагностике. Очевидно, что разница между письменным тестом при приеме на работу из 20 вопросов и погружением в транс существенна!)

Студенты: Хаббард не любил психологов и осуществлял антипсихологическую деятельность.

Преподаватель: У всех свои проблемы. Когда человек становится психологом, он приносит в психологию и свои предубеждения.

Студенты: каким образом метод, построенный на антинаучной основе, может быть научным?

Преподаватель: В это трудно поверить, но это действует. Ко мне приходят благодарные клиенты и говорят спасибо. К тому же это приносит доход.

Вопрос о том, какое отношение имеет переселение душ к психоанализу, задан не был, но он напрашивается сам собой. Ведь представление о переселении душ – это предмет веры, а не психологии. Опасность ситуации в том, что идеи, основанные на дианетике, распространяются среди студентов педагогического университета.

Сергей Миронов


Мы попросили психолога Алину Виноградову прокомментировать описанные методики.


Грустно наблюдать, что преподаватели пытаются злоупотребить своим влиянием на студентов для рекламы сомнительного качества услуг или продуктов. К тому же сам преподаватель материально заинтересован в эффективности данной рекламы. Приведенную историю можно рассмотреть как с точки зрения логики, так с точки зрения психологии. Думаю, преподаватель вуза, имеющий степень кандидата психологических наук, должен обладать как знаниями логики так и знаниями психологии.

Мне непонятно, почему данная программа получила название «психологического тренинга». Рассмотрим методы, которые анонсируется преподавателем:

  • дианетика Р.Хаббарда – антинаучная теория, сам автор ее не связывал с психологией;
  • восточная философия – это про йогов и медитацию, некоторый религиозный опыт, но это опять не психологическая методика;
  • холотропное дыхание – методика, которую используют врачи и медицинские психологи, работая в паре, при лечении бронхиальной астмы;
  • транс – очень трудное понятие, которым если и оперируют психологи, то только для того, чтобы описать один из видов измененного состояния сознания, к слову сказать, групповое погружение в измененное состояние сознание может быть небезопасно для большой категории граждан. Метод не для тренинга, а для психотерапевтической работы.

Понятие «прошлые жизни» в науке не существует. Спиритизм также явление ненаучное. В целом, преподаватель не назвал ни одного психологического метода работы на тренинге. Описанные им явления скорее соответствуют некоторому эзотерическому ритуалу.

Давайте рассмотрим отдельно ответы преподавателя на вопросы студентов.

«Студенты: насколько безопасен этот метод?

Преподаватель: А какой метод психодиагностики может быть назван безопасным?»

Преподаватель уходит от прямого ответа на вопрос, подменяя предмет обсуждения, – это прямое нарушение логики построения обсуждения. Помимо этого преподаватель демонстрирует незнание психодиагностики – в данной науке существует понятие валидности, которое обозначает безопасность той или иной методики. По требованиям науки используются только валидные (безопасные) методики. Если же автора тех или иных исследований обвиняют в невалидности методов исследования, результаты исследования выбраковываются. Следовательно, те методы психодиагностики, которые остаются и используются психологами, – безопасны. А о безопасности данной методики преподаватель так ни слова не сказал.

«Студенты: Хаббард не любил психологов и осуществлял антипсихологическую деятельность.

Преподаватель: У всех свои проблемы. Когда человек становится психологом, он приносит в психологию и свои предубеждения».

Данный фрагмент уникален по количеству логических нарушений. В вопросе речь идет о Хаббарде и его нелюбви к психологам. В ответе – о проблемах психологов. Эти два мира пересекаются только ассоциативно, в использовании слова «психолог». Идет подмена понятия «психолог» и подмена посылки в обсуждении.

С точки зрения психологии (да и педагогики) здесь также красивый пассаж: «Когда человек становится психологом, он приносит в психологию и свои предубеждения». Предубеждения против чего? Против науки? Ее требований и методов? А для чего тогда существует образование? Чтобы человек по-прежнему уповал на сплевывание через левое плечо или скрещенные пальцы, а не на проверенные и испытанные наукой методы?!

«Студенты: каким образом метод построенный на антинаучной основе может быть научным?

Преподаватель: В это трудно поверить, но это действует. Ко мне приходят благодарные клиенты и говорят спасибо. К тому же это приносит доход».

В очередной раз мы видим нарушение законов логики. Вместо ответа на вопрос о НАУЧНОСТИ метода, преподаватель говорит об ЭФФЕКТИВНОСТИ и ДОХОДНОСТИ метода. Это три разных понятия, что хорошо должно быть известно преподавателю психодиагностики. Научный метод должен отвечать следующим требованиям:

  1. быть валидным (об этом я писала выше);
  2. репрезентативным (т.е. повторяемым в различных условиях, разные психологи при работе с людьми разных возрастных категорий получают схожие результаты);
  3. у научного метода есть четкая зона действия по возрасту людей, по проблеме, на которую ориентирован метод, по способу воздействия и т.д. (например, методика для детей младшего школьного возраста; методика развития логических способностей; обучающая, диагностическая методика).

Измерить эффективность метода благодарностями клиентов и высоким доходом с точки зрения науки никак нельзя. Благодарности могут быть субъективным восприятием процесса консультирования как клиента, так и самого психолога. К тому же, чтобы определить, что именно оказало положительное воздействие на клиента, необходимо проводить серьезную психодиагностическую работу перед использованием методики и после. Анализируется каждый отдельный случай по результатам психодиагностики, а не отдельным благодарностям, так как для кого-то положительным воздействием будет просто выход из своего привычного круга общения и знакомство с новыми людьми. В таком случае человеку с тем же успехом могла бы помочь любая другая группа людей, сплоченная некоторыми общими интересами (клуб любителей кошек) и ориентированная на беседы по душам.

В заключение остается добавить, что складывается впечатление, что преподаватель психодиагностики либо не владеет материалом преподаваемого предмета, либо сознательно идет на обман студентов в погоне за длинным рублем.

А.А.Виноградова
Iriney.ru