[18.03.2009] Нонна Гришаева: "Я непрестанно благодарю Бога за его великую милость ко мне!"

Нонна Валентиновна Гришаева. Заслуженная артистка РФ. Родилась в Одессе, ныне проживает в Москве. Первую роль исполнила в 10 лет в Одесском театре оперетты. Окончила Щукинское училище, и была принята в театр им. Вахтангова. Самыми известными являются роли Эсмеральды в версии «Собора Парижской Богоматери» в Вахтанговском театре и Александры Споффорд в мюзикле «Иствикские ведьмы» в театре Киноактера. Снялась в ряде сериалов, в том числе: «Моя прекрасная няня», «Надежда уходит последней» (2004 г.), «Ландыш серебристый», «Люба, дети и завод», (2005 г.), «Песня длиною в жизнь» (вторая жена Утёсова - балерина Антонина Ревельс), «Кто в доме хозяин?» (домработница Шурочка) (2006 г.)

Нона Гришаева – православная христианка. Она регулярно исповедуется, причащается. Я знал об этом, и поэтому интервью с ней начал, что называется, без обиняков.

 

- У меня немало друзей-артистов - глубоко верующих людей. В то же время до сих пор многие миряне и даже некоторые священники полагают, что актерская профессия и вера христианская категорически несовместимы. Я не часто задаю этот вопрос, чтобы не смущать собеседников, но вас, как православную христианку, как единоверца, все-таки спрошу: как вы относитесь к такому мнению?

 

- Отец Александр, я затрудняюсь ответить на этот вопрос, но он меня сильно волнует. Я сейчас играю в Вахтанговском театре в спектакле «Фредерик, или Бульвар Преступлений» о выдающемся актере позапрошлого века Фредерике Леметре. Там есть такой монолог: «Мы лицедеи, нас хоронят за кладбищенской оградой, мы примеряем на себя множество жизней…» Может, в этом и заключается ответ? Православному христианину нужно пребывать в духовной трезвости, а мы – лицедействуем, надеваем на себя чужие личины… Но если мы это делаем не ради славы и денег, а для того, чтобы раскрыть людям глаза, объяснить их заблуждения, показать им праведный путь, уводящий от греха, подтолкнуть к исправлению, разъяснить необходимость духовного воспитания, то что же в этом плохого?

 

- А вы знаете, Нона, что святителя Димитрия, митрополита Ростовского, называют первым русским драматургом и основателем русского театра? Есть исследования, согласно которым русская сцена вышла из недр театрализованных постановок пьес, написанных святителем для семинаристов. Спектакли, вернее «диалоги», как их тогда называли, на Библейские темы проходили в Праздничные дни – Пасху, Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы и другие церковные праздники. Таким образом, если театр создан не для разврата или пустых развлечений, если он заставляет человека проливать слезы о своих грехах и серьезно задуматься о вечном, то такой театр должен быть востребован, ибо он проявляет заботу о человеческой душе.

 

- Однажды со мной произошло событие, которое в дальнейшем заставило меня внимательней относиться к тому, что я делаю. Когда-то вместе с Анной Большовой, Алексеем Кортневым, Дмитрием Певцовым я играла в блестящем мюзикле «Иствикские ведьмы». От работы в мюзикле я получала колоссальное удовольствие, однако именно он, как я сейчас считаю, в большей степени и способствовал разрушению моей семейной жизни. Я рассталась с первым мужем, жизнь пошла наперекосяк. Теперь я понимаю, что нужно очень хорошо подумать, прежде чем дать согласие в чем-либо участвовать. Как бы потом не пришлось слишком дорого заплатить за непродуманные шаги. И не смотря на то, что Дмитрий Певцов потом предлагал мне вернуться, я все-таки отказалась от этой работы.

 

- Скажите, Нона, прихожанкой какого храма вы являетесь?

 

- Московского храма во имя мученика Антипы Пергамского. Настоятелем в нем служит отец Димитрий, сын нашей замечательной актрисы Екатерины Васильевой. Он сам когда-то окончил театральный вуз, все про нас, артистов, знает и понимает, поэтому нам легче духовно окормляться у него. А привела меня к нему Татьяна Догилева, с которой мы подружились во время съемок телесериала «Люба, дети и завод».

 

В этот храм ходят не только артисты, но и студенты, в частности студенты «Щуки» (высшее театральное училище имени Щукина), которое в свое время окончила и я. Всегда очень радуюсь, когда вижу их на воскресной службе. Жизнь у студентов нелегкая, они днюют и ночуют в вузе и, казалось бы, воскресенье – это единственный день, когда они могут позволить себе выспаться. Но ребята предпочитают быть на Божественной Литургии.

 

- В студенческие годы вы уже ходили в храм?

 

- Я тогда была далека от веры. Хотя… Моя бабушка была педагогом, завучем школы, но у нас в доме всегда стояли иконы. И это не смотря на то, что в те годы ее за это могли уволить! Когда моя бабушка была маленькой, ее мама, моя прабабушка, перед сном читала над ней молитву Ангелам Хранителям. Потом бабушка эту молитву читала над моем маленькой мамой, а мама уже потом надо мной. И теперь уже я эту молитву читаю над своими детьми. «Ангелы Хранители, храните мою душечку и тело с вечера до полуночи, с полуночи до белого света, с белого света до конца века». Так она звучит по-русски. Но поскольку мы из Одессы, то и молитву эту читаем вперемешку с русскими и украинскими словами. Когда мой маленький сын слышит ее, он сразу начинает улыбаться. Наверное, Ангелам Хранителям.

 

Кстати, рождение сына связано с такой историей. Я крайне остро воспринимаю проблему брошенных и одиноких детей. Переживаю невероятно. Поэтому, если меня приглашают на передачу, в которой серьезно обсуждаются детские проблемы, то я, какой бы уставшей в этот момент не была, никогда не отказываюсь. И вот однажды меня пригласили в программу «Солнечный круг», на которой конкретно решают проблему конкретного ребенка. В передаче участвовал мальчик Саша, он все время плакал, и мое сердце, как впрочем и сердца всех остальных людей, буквально разрывалось на части. И каждый что-то предлагал мальчику: отдых в детском лагере, какие-то игрушки, что-то еще. Когда очередь дошла до меня, то я пригласила его в свой театр на спектакль. А затем ведущая спросила Сашу: «Кого ты выбираешь своим близким другом?», и Саша неожиданно показал на меня. Конечно, ему нужна была мама, но я жила с дочкой, мужа у меня не было, и я не решилась бы усыновить мальчика. Но стала регулярно ходить к нему в детский дом. И однажды вдруг поняла, что Сашу нужно обязательно покрестить в церкви. И надо же было такому случиться, что одновременно с моим решением о его крещении, Саша обретает родителей – его усыновляют замечательнейшие люди. Мы вместе его покрестили, это уже третий мой крестный сын, у него все теперь хорошо.

 

Но история получила продолжение. Все это время я хотела иметь полную семью и постоянно просила Богу помочь мне. И очень скоро Господь посылает мне мужа, а затем и сына. С той поры я непрестанно благодарю Бога за Его великую милость ко мне.

 

- А как зовут ваших детей?

 

- Старшую Анастасия, маленького – Илья. Девочке 12 лет, возраст непростой, очень переживаем за нее, поэтому стараемся, чтобы она чаще исповедовалась и причащалась Святыми Божиими Дарами.

 

- И у меня дочь зовут Анастасией, и ей тоже 12 лет. Анастасия – прекрасное имя, оно переводится как «Воскресение». Анастасис – так называется по-гречески храм Гроба Господня. Каждое воскресение, в малую Пасху, у наших девочек день Ангела. А Илия означает «крепость Божия». Даст Бог, мальчик будет силен верой в Господа.

 

- А я вам сейчас расскажу, почему меня назвали Нонной. В нашей семье всегда особенно почитали святителя Николая, Мир Ликийского чудотворца. А маму святителя – если кто не знает – звали Нонной (Нонна в переводе с египетского «Богу посвященная»). Поэтому когда родилась я, вопрос, какое имя мне дать, не стоял.

 

- Всем своим собеседникам я обычно задаю один и тот же вопрос. Что бы вы пожелали нашим читателям?

 

- Сиротство при живых родителях – страшное, уродливое явление в нашем мире. Как избежать этого кошмара? …Я хочу пожелать всем семейного счастья. Святитель Иоанн Златоуст называл семью «малой церковью», которая образуется из соединенных в браке любящих друг друга мужчины и женщины, смиренных перед Господом, всей своей жизнью стремящиеся угодить Ему. Наиважнейшая цель их совместной жизни – рождение и воспитание в вере детей, которых посылает им Бог. Об этом в Псалтири говорит святой царь Давид: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс. 126. 3). Если люди осознают это, то сиротство в таком масштабе, в каком оно существует сейчас, будет искоренено. Я в этом уверена.

 

 

Записал протоиерей Александр Новопашин