[25.08.2010] Антинаркотическая политика как инструмент социальной модернизации

С 21 по 24 августа на базе санатория-профилактория «Космонавт» ФСКН России Государственный антинаркотический комитет провел научно-практическую конференцию в форме организационно-деятельной игры по теме «Антинаркотическая политика как инструмент социальной модернизации: направления кардинального снижения спроса на психоактивные вещества среди российской молодежи».

На конференции были разработаны основные идеи, принципы и методы организации кардинального снижения спроса на психоактивные вещества как основы социальной модернизации. Ее результаты будут включены в план мероприятий по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.

К участию в конференции были приглашены представители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, эксперты и специалисты в сфере антинаркотической деятельности.

На открытие конфиренции выступил заместитель директора ФСКН России – руководитель аппарата Государственного антинаркотического комитета Н.Б. Цветков:

«Российская система медико-социальной реабилитации больных наркоманией в последние годы постоянно деградировала, как по количественным, так и по качественным показателям. Государственные реабилитационные учреждения отсутствуют в 18 субъектах Российской Федерации, ещё в 6 имеются только немедицинские учреждения. В государственных наркологических учреждениях развернуто 1264 койки. И это в ситуации, когда первичная заболеваемость наркоманией превысила 350 тысяч человек в год.

Таким образом, спрос на реабилитационные услуги со стороны общества на два-три порядка превышает текущий объем помощи, который оказывается государством. В связи с этим мы имеем феноменальный рост числа негосударственных организаций, которое предлагают услуги по реабилитации наркозависимых. На территории России действует более 350 таких центров. Несовершенство нормативно-правовой базы зачастую позволяет этим организациям камуфлировать услугами по реабилитации совершенно иные цели.

Поэтому одной из основных задач является выработка механизмов контроля за деятельностью частных реабилитационных организаций путем введения лицензирования или сертификации.

Конечно, есть и положительные примеры оказания негосударственных реабилитационных услуг. Это, в первую очередь, центры Русской Православной церкви. Ряд православных общин, например в Ставропольской и Ростовской областях, такие как православное братство Святого духа и РООО «Ростов без наркотиков», демонстрируют вдохновляющий опыт. Но этот же опыт свидетельствует о большом объеме нерешенных задач в сфере государственно-общественного партнерства.

В то же время необходимо разработать механизмы для увеличения объема и качества государственных услуг в области реабилитации и ресоциализации больных наркоманией. Решение этой задачи осложняется тем, что фактически государственный орган, ответственный за организацию реабилитации отсутствует. Полномочия по решению этой задачи переданы на уровень регионов, но при этом реальные возможности субъектов Федерации учтены не были. В результате услуги по реабилитации часто оказываются в конце списка многочисленных и серьезных медико-социальных задач, которые существуют в современном обществе.

В таких условиях основную роль в процессе организации реабилитации должны сыграть антинаркотические комиссии в субъектах Федерации и в муниципальных образованиях. Именно на этом уровне будут приниматься решения, и формироваться детальные планы, реализация которых позволит шаг за шагом снижать число наркопотребителей и больных наркоманией в субъекте, городе, районе, и возвращать прошедших реабилитацию в общество.

Поэтому основной задачей для нас на ближайшие три дня является разработка детальной модели системы социальной реабилитации больных наркоманией. Реализуя эту модель на уровне регионов, мы сформируем федеральную систему реабилитации и ресоциализации наркозависимых.

Без преувеличения можно сказать, что успешность государственной политики по снижению спроса на наркотики в значительной степени зависит от качества нашей с вами работы в ближайшие дни.

Отдельно хочу отметить важность, которую имеет наша работа для российского общества в целом. Модернизация российской экономики является базовым условием для дальнейшего развития страны и роста благосостояния граждан. Ее успех в значительной степени зависит от состояния российского общества, трудовых ресурсов и их готовности эффективно и гибко реагировать на происходящие экономические изменения, то есть социальной модернизации. Основными носителями такой современной профессиональной и социальной культуры является молодежь. Численность этой категории населения в ближайшие годы будет неуклонно снижаться, что связано с демографическим кризисом, основы которого были заложены еще в 90-е годы. Поэтому развитие, поддержка и защита молодежи является одним из приоритетов государственной политики».

Когда мы говорим о масштабах наркотизации российского общества, мы фактически, говорим о наркотизации молодежи. Поэтому сегодня в силах, нашего государства, изменить судьбу более 2 миллионов ребят, которые оказались в этой тяжелой зависимости, и защитить десятки миллионов молодых людей и подростков от наркотиков и алкоголя!