[04.03.2009] О добре и зле, любви и справедливости. На основе моего опыта общения с «Искусством жизни»

«Искусство жизни» действует во многих городах России и на сегодняшний день, это одна из самых многочисленных организаций подобного рода. Попробую рассказать о своем знакомстве с этой организацией и выводах, к которым я пришла. Возможно, эта информация будет полезна тем, кто побывал на базовых курсах, посещает семинары или еще только собирается стать членом этой организации.

Я не буду никого отговаривать или агитировать, просто хочу поделиться своим опытом. Совсем недавно познакомилась с одним адептом «Искусства жизни», который произвел просто неизгладимое отрицательное впечатление. Встреча с этим человеком побудила меня написать данную статью и многое расставила на свои места.

Этот человек, уже старик 70 лет, тем не менее он полон сил и энергии, живет в квартире на подселении. Занимает две комнаты из трех. В третьей комнате живет молодая девушка, можно сказать девочка, которая в силу различных обстоятельств осталась одна без помощи родителей.

Михаил Васильевич, имя изменено, считает себя человеком абсолютно честным, заявляет даже, что чувствует себя Богом. Постоянно рассказывает как он с каждой пенсии относит определенную сумму в редакцию местной газеты на пожертвования. Редакция газеты занимается благотворительной деятельностью и часто собирает деньги на лечение детям.

Ну что тут скажешь? Ну конечно Михаил Васильевич делает доброе дело, только почему-то возникает раздражение от того, что он уже все уши прожужжал какой он хороший. Интересна мотивация его поступка: нужно карму отрабатывать.

Михаил Васильевич не так давно попал в неприятную историю: он отдал 100 000 рублей под проценты в какой-то кредитный союз, который затем обанкротился и деньги его пропали. При этом он не предпринял никаких попыток их вернуть, не подавал на обманщиков в суд, не обращался в милицию. Сказал: «А я из-за денег не переживаю, раз так случилось, значит, они кому-то нужнее». Ну, прямо святой человек.

Затем возникла ситуация, когда его соседка, назовем ее, Катей, оказалась совсем без денег, ей попросту нечего было есть. Девочка совершила преступление – она украла деньги у Михаила Васильевича, порядка 1000 рублей. И съела банку сгущенки. Может быть, и еще что-то съела.

Старик написал заявление в милицию, Катя деньги вернула. Участковый милиционер не стал давать ход этому делу, посочувствовал девушке. Ну, мол, в жизни вся-кое бывает, девушка еще молодая, не смогла решить проблему сама. В общем, дал ей шанс исправиться. И что же наш «праведник»? Он идет к начальнику отделения милиции и снова пишет заявление, затем идет в УВД, прокуратуру и требует, чтобы девушку отправили в колонию. Дело передадут в суд, девочка свое получит.

Но возникает вопрос: почему Михаил Васильевич прощает 100 000 матерым жуликам и требует сурового наказания для несчастной девчонки из-за 1000 рублей, которые она к тому же уже вернула? Видимо по принципу – бей слабого. С тех-то жуликов все равно ничего не получишь, разве что по шее. А тут хоть как-то амбиции можно удовлетворить, зло свое выместить на беззащитной девчонке.

Милиционеры, которых все зовут ментами и которых ругают все кому не лень, оказались добрее и человечнее, чем Михаил Васильевич, несмотря на то, что он прошел не то восемь, не то десять различных семинаров и курсов в «Искусстве жизни» и каждый день по несколько часов занимается дыхательными упражнениями. А вот любить и прощать он не научился. Потому, что там нет прощения и милосердия, есть карма.

Когда он занимается благотворительностью, то делает это не из сострадания к людям, а чтобы карму отработать. Отдал какую-то сумму кому-то в редакции и отработал. А когда рядом оказался человек, который нуждался, он его не заметил. И не помог. И не простил. Но зато «праведник». Добился справедливости.

Михаил Васильевич говорит: «Добра и зла нет. Нет ни плохо, ни хорошо». Поэтому его не волнует судьба Кати. Долг и закон превыше всего. Долг надо выполнять, а закон соблюдать. Если закон нарушил, то должен понести наказание. А каяться не обязательно, потому что нет греха. Нет греха, нет покаяния, нет прощения.

«Продвинутые» члены организации изучают «Бхагават-гиту». В ней брат идет вой-ной на брата в борьбе за трон во имя справедливости. Безусловно, в этом учении есть мудрые и полезные мысли. Но в целом скучно и неинтересно. Не благородно. Нет подвига, нет страдания, нет любви. И нет спасения… А если нет спасения, то зачем все остальное?

Я попала на базовый курс «Искусства жизни» по приглашению своего знакомого. Данный курс представляет собой тренинг с элементами йоги и дыхательных упражнений. Цель этих тренингов – снятие стрессов и укрепление здоровья. Тема здоровья всегда и для всех актуальна, и это используется различного рода сектами для вербовки.

Семинар оставил неоднозначное впечатление, с одной стороны - приятная атмосфера, доброжелательные люди, интересные физические и дыхательные упражнения. Все вроде бы замечательно. Некоторое недоумение вызвали беседы, проводимые инструктором и идеи, которые предлагались как руководство к действию.

Первое, что нам рассказали – это как нужно слушать и получать знания. Слушать надо сердцем, а не разумом. Только тогда можно чему-то научиться. Наверное, они правы, только слушать сердцем незнакомых людей почему-то не хочется. Когда я задала вопрос инструктору по теме семинара, то мне сказали, что я неправильно слушала, поэтому ничего не поняла.

Обратила внимание на высказывания инструктора о том, что добра и зла нет, это, мол, люди все придумали. А то что НАТО бомбит Югославию, семинар проходил в 1999 году, наc это не должно волновать. Если это происходит - значит так нужно. Это и не плохо и не хорошо, просто так происходит. А у нас есть другие дела, семинар, например.

Агитировали приглашать на семинар знакомых, друзей, родственников, при этом о содержании семинара нельзя рассказывать, чтобы не обмануть ожидания людей. На самом деле причина, видимо, в другом. Дыхательные упражнения в нашей стране разрешается проводить только в лечебных целях, в медицинских учреждениях и под наблюдением врачей. Руководители организации, вероятно, знали, что нарушают закон, но предпочитали об этом умалчивать.

Как умалчивали и еще о некоторых вещах. На второй или третий день семинара нам раздали печатные тексты песен (баджан) на санскрите и предложили их петь. Когда кто-то из слушателей попросил сделать перевод, т.к. не хотелось петь неизвестно о чем, нам ответили, что это песенки, о том, как прекрасна жизнь, о любви и радости, о нас самих. Может быть, там были такие песенки. Но были и другие.

Позднее, я обратила внимание на некоторые, часто повторяющиеся слова: «Шива», «Нараяна» и др. Порывшись в словаре «Мифы народов мира», обнаружила, что это имена индуистских богов. А ведь на семинаре нам сказали, что «Искусство жизни» нерелигиозная организация. Еще через некоторое время я выяснила, что баджаны - это религиозные гимны. Таким образом, всех, кто приходит на семинары в «Искусство жизни», вводят в заблуждение с самого начала.

Лично я ничего не имею против Индии или индусов, если человек хочет исповедовать индуизм – это его право, хочет петь индуистские религиозные гимны – пусть поет. Но при условии, что человек хочет этого сам и знает, что он делает. Разговоры о том, что мир един, Бог один, не оправдывают обман. Хорошие дела не могут и не должны начинаться со лжи. И цель далеко не всегда не оправдывает средства. И не все дороги ведут к Богу.

Базовый курс я не закончила, но потом, все-таки заставила себя ходить на еженедельные занятия, которые называются сатсангами. Я подумала, что может быть я действительно что-то не поняла и отвергаю что-то очень хорошее, и соответственно теряю из-за свей недоверчивости или тупости.

Впечатления несколько улучшились, я приняла участие еще в двух семинарах начальной ступени, но продолженный курс так и не прошла, хотя неоднократно записывалась. Каждый раз, когда нужно было ехать на продолженный курс, возникало просто непреодолимое нежелание. Я решила - раз душа не лежит, значит, мне это не нужно и постепенно все забросила.

Однако время от времени приходится сталкиваться с людьми, которые активно занимаются в «Искусстве Жизни» и каждый раз я начинаю снова все вспоминать и думать об этой организации. Не претендую на истину, просто хочу поделиться своими идеями, вопросами, которые меня в свое время мучили, и выводами.

1. Секта или нет? Мое мнение - секта. Изначально утаивается или искажается информация, нарушается действующее законодательство. О том, где, как и кому разрешается заниматься дыхательными упражнениями, я уже говорила. Еще один момент, в РФ запрещены массовые сеансы гипноза, психотерапии, сеансы, на которых люди входят в состояние транса. Однако такие сеансы имеют место на семинарах и занятиях «Искусства жизни». Организация, нарушающая законы, не может внушать доверие.

2. Религиозная организации или нет? Скорее всего, да. Хотя на базовых семинарах явно выраженной религиозной направленности нет. Но о Боге говорят постоянно. Кроме того, «Искусство жизни» использует многие методы йоги. Йога, не являясь религией сама по себе, тем не менее, своей целью имеет приближение к Богу. Йога – это путь самосовершенствования, цель которого – служение Богу, познание Бога.

3. Возможно ли заниматься йогой и быть христианином? Только, если сознательно ограничиться лишь физическими упражнениями, т.е. начальной ступенью, предполагающей физическое развитие, где нет идеологии. Более высокие ступени, предполагают религиозное служение. Йога – это древняя индийская культура, продвигаясь на более высокие ступени йоги, вы неизбежно встретитесь с религиозными обрядами и учениями, которые существуют в Индии.

Совмещать индуизм или другие традиционные религии Индии или Тибета с Христианством невозможно. Как невозможно совмещать занятия в «Искусстве жизни» с православием, рано или поздно придется сделать выбор. Те, кто говорят об обратном, либо заблуждаются, либо лукавят.

4. Возможны ли психические расстройства в результате занятий? Сейчас однозначно могу сказать: «Да, возможны». В результате выполнения дыхательных упражнений в организме и в головном мозге накапливается избыточное количество кислорода. Это явление называется гипервентиляция.

В природе, все устроено гармонично, дыхательная система человека рассчитана на потребление того количества воздуха, которое нам необходимо. Дыхательные упражнения полезны, когда человек страдает бронхолегочны- ми заболеваниями, в некоторой степени, это оправдано в условиях малоподвижного образа жизни в городе. Но избыток кислорода также опасен, как и его недостаток.

Вторая опасность – медитации, во время которых происходит изменения в деятельности мозга. Примитивно медитация – это состояние покоя и отдыха, но не сна. Например, когда человек смотрит на реку или на костер, или слушает спокойную музыку. Такая медитация не принесет вреда. Этим может заниматься каждый.

Однако в йоге практикуются, другие, более сложные виды медитаций. Долгое мне время было непонятно, почему может развиться то или иное психическое заболевание. Все стало ясно, когда во время прослушивания лекции прозвучала фраза: «Погрузитесь в себя как в глубину океана, и вы найдете там сокровище». Человек погружается в себя и находит какой-либо скрытый, процесс, «вытаскивает» его наружу, процесс переходит в острую фазу.

Прочитав изрядное количество информации в Интернете о йоге, наткнулась на интервью с одним известным мастером йоги из Индии. Ему задали вопрос: «Может ли в результате занятий йогой развиться шизофрения?». Ответ: «Ни один мастер йоги не возьмет к себе в ученики человека, склонного к шизофрении». На базовые курсы в «Искусство жизни» берут всех.

Еще я хотела бы сказать о том, что йога и организация на основе йоге не одно и то же. Не вдаваясь в детали относительно техник и упражнений, поскольку не эксперт в данной области, полагаю, что йога – это мастер и несколько его учеников. Классическая йога не предполагает большого скопления народа, доведенного до экстаза.

 

Встречая людей, которых я знала до их занятий в «Искусстве жизни», замечаю, что они изменились. Не могу сказать, что они стали хуже или лучше, просто стали другими. И это понятно, ведь дается установка слушать сердцем, а про разум следует забыть. Плюс состояние транса, когда человек теряет контроль над собой. В этот момент его можно запрограммировать на любую идею.

Большинство людей приходят на семинары, слушают и принимают на веру, все, что там говорят. Материал преподносится просто прекрасно, слова говорятся хорошие, люди замечательные. А еще состояние эйфории или кайфа. Люди хорошо себя чувствуют физически и эмоционально после занятий и семинаров. Выбраться из этого очень трудно. Большинство участников – женщины, которые затем приводят своих детей.

Я помню, как несколько лет назад я мучилась и не могла понять, что это такое, продолжать мне занятия или бросить, идти дальше или нет. Мне понадобилось достаточно много времени, чтобы разобраться и принять решение. Если эта статья поможет хоть одному человеку сделать правильный выбор, значит, я ее не зря писала.

P.S. Данная статья не направлена против отдельных людей, я знаю многих, кто занимается в «Искусстве жизни» и поддерживаю с некоторыми из них вполне нормальные дружеские отношения.

Наталия Брель