[25.09.2022] Как относиться к войне?

Многие христиане сейчас пребывают в тяжком недоумении. Как относиться к войне? Разве мы не за мир? Разве Христос посылал кого-нибудь на войну? Нужно признать, что в большинстве своём – это вопросы неофита, чья слабая вера терпит крушение от столкновения с реальностью. В мире есть зло, оно часто господствует и проявляется в виде войны. Война – это смерть и боль, горе и слёзы. Но почему же христиане воюют и участвуют в войне, а священники и епископы благословляют солдат, идущих на войну. Попытаюсь в своём блоге постепенно давать ответы на эти вопросы и недоумения. Начну с источников, так как опыт отцов полезен и сейчас. Святитель Филарет Московский, автор известного катихизиса, написал и катехизис для воинов в качестве прибавления к «Пространному Христианскому Катихизису Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви». Вот что он пишет о мире: "И кому не приятен, кому не желателен мир, не исключая и сынов брани?

Однако Господь, называемый Богом мира (Рим. 15: 33), не называет ли Себя также и Бог воинств? (1 Цар. 17: 45).

Не Бог ли научает руки верных Своих на ополчение, персты... на брань? (Пс. 143: 1).

Авраам, образец кроткой веры, не воевал ли за своих родных и за союзных царей? Не войной ли, по повелению Божию, народ Божий приобрел землю обетованную? Не Ангел ли Божий соделал гумно Гедеона военноучебным поприщем и сильным небесным словом образовал его для победы над Мадианитянами?

Дух Божий, Который носился над Давидом от дня помазания его, не управлял ли рукою его не только тогда, когда он извлекал из десятиструнной псалтири пророчественные звуки, но и тогда, когда он победоносно стрелял в Голиафа, хотя и не из лука стрелою, а камнем из пращи?
Равноапостольный царь Константин для чего первее всего употребил Крест Христов, только что им познанный? Для братии и победы.

Итак, Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор, как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большей частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы победитель не позволял заржаветь своему оружию."

Протоиерей Александр Тимофеев