[31.08.2022] Архимандрит Дамиан (Цветкович): «Перестаньте бегать за монахами!»

Архимандрит Дамиан (Цветкович) – секретарь Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Мы побеседовали с ним о проповеди Христа в современном мире, о необходимости испытаний и об опасности «комфортабельного» христианства, о том, как справляться с паникой в наше непростое время. Архимандрит Дамиан также поделился своими мыслями насчет того, почему семейному человеку не стоит «бегать» за монахами, а лучше искать духовника среди белого священства.

– Свобода, предоставленная Богом человеку, – очень опасная вещь. Только руководствуясь этой свободой, человек определяет, кто ему хозяин, брат, Бог. Только мой личный выбор приводит меня в рабство греху или же к очищению от него. Это касается не только отдельного человека, но и народа, общества. Опираясь на личный опыт, скажу, что враждебное окружение иногда имеет свою пользу: так человек или народ легче видит, кто ему друг или враг, и ему легче становится сделать правильный выбор хотя бы ради сохранения самого себя. Духовные «тепличные» условия чрезвычайно опасны: очень легко впасть в гордость, начать лгать себе, мол, «всё у меня в духовном смысле хорошо» – вот такое самодовольство неизбежно приведет к разрушительному падению. Зачем, спрашивается, трудиться над воспитанием в себе добродетели, когда и так всё (внешне) хорошо: молитва по расписанию, красивая музыка, колокола, благочестивые разговоры, «поклончики», «благословеньица» и тому подобное? Нет, такое «комфортабельное» христианство до добра никогда не доводило – всегда нужен труд. Вот почему, мне кажется, Бог не оставляет нас без испытаний: они помогают нам, во-первых, увидеть собственную слабость, а во-вторых, обязывают трудиться, чтобы имя христианина не стало пустышкой.

– То есть и в сегодняшних испытаниях, с которыми столкнулись, например, Сербия и Россия, есть своя духовная польза?

– Не только польза, а задание от Христа, которое мы должны выполнить, чтобы оставаться верными Ему. Поймите, без какой-нибудь там «шенгенской визы» вы христианином сможете быть. А вот без Христа – это сложновато, не так ли? Вряд ли сербы смогут остаться христианами, если примут и согласятся с агрессивно навязываемыми «ценностями» под радужным флагом, хотя им за это обещано вступление в очередное «цивилизованное общество». И пусть над нами смеются, издеваются, называют «варварами» и «отсталыми» – лучше нам «отстать» с Христом, чем предавать Его вслед за «цивилизаторами», помоги им, Боже, вернуться к Тебе.

– Каждый из нас призван проповедовать Христа. Значит ли это, что мы должны призывать каждого встречного к страданиям? Мол, если хочешь быть с Богом, тебе прямая дорога в ГУЛАГ или Ясеновац – только там ты обретешь спасение?

– К такого рода призывам я отношусь крайне негативно. Мы же не знаем человека, его сил, возможностей – мы себя-то как следует не знаем. Поэтому ставить какие-либо условия, причем от себя, от «ветра главы своея» несколько безответственно. Проповедовать мы должны, но единственно верная проповедь Христа, мне кажется, – это наша собственная жизнь. Мне говорил духовник: «Не проповедуй Христа ничем, кроме как собственной жизнью» – не просто говорил, а даже, можно сказать, кричал, настаивал. Красивыми фразами из книжек, благочестивыми лозунгами ты можешь кидаться сколько угодно, но что в них толку, если ты сам не живешь по Евангелию. Мне вообще кажется, у нас сейчас огромный кризис духовного опыта.

– Вот как?

– Смотрите: сербы почти пятьсот лет жили под турецкой оккупацией – говорить о расцвете Сербской Церкви в то время и в тех условиях сложно: речь шла по большей части хотя бы о физическом выживании православных. Где-то с середины XIX века мы освободились, но руководили-то Церковью епископы с Фанара, которым до какой-то там Сербии, каких-то там славян большого дела не было. Дело было до материальной выгоды, это да, а чтобы очень духовный эллин опускался до просвещения славянских варваров – перестаньте.

Мы же очень молодая Церковь. Конечно, можно и нужно вспомнить светлое время святой лозы Неманичей, святого Савву, других великих сербских святых, но полтысячелетия, проведенные в оккупации, в том числе духовной, не могут не сказываться.

– Даже «какие-то» 70 лет коммунистического вавилонского пленения Русской Церкви сказываются – что уж говорить о нескольких столетиях.

– Не берусь сравнивать, но вполне допускаю. Всем нам пришлось нелегко.

– Но сейчас-то, слава Богу, полегче.

– С одной стороны, да. С другой, есть и свои вызовы, свои беды. Например, стремление мирян во что бы то ни стало исповедоваться у монахов. Я убежден, что семейному человеку лучше всего исповедоваться у белого священника: тот имеет опыт семейной жизни, может дать совет, рекомендацию в той сфере, к которой монах не имеет никакого отношения, да и не должен иметь. С какой стати мне, простите, грузить монаха своими семейными перипетиями? Какое дело чернецу до моей тещи, зятя, невестки?.. Пожалейте монахов, в конце концов, это не их дело. С тем же успехом вы можете обратиться к космонавту за советом по экономике или к историку по проблемам российского футбола. Святой Паисий Афонский говорил, что в XXI веке у человечества будут две главные беды: сумасшествие и разводы. Как, спрашивается, может помочь в семейных делах монах? Еще раз говорю: давайте оставим монахам их сферу деятельности, не будем взваливать на их плечи бремена неудобоносимые.

И монахи, это я помню еще по разговорам с нашим дорогим Патриархом Павлом и его единомышленниками, не имеют права прикидываться духовниками, не нужно им претендовать на роль святого, могущего разрешить семейные неурядицы! Духовником можно быть только для своей братии в той обители, где вы все вместе живете, где ты знаешь каждого члена твоей небольшой общины. Оставьте белому священнику, который живет ничуть не хуже монаха, ничем не ниже его, но разбирается, дай Бог, в семейных делах, эту сторону жизни. Проще говоря, перестаньте бегать за монахами – они и так напуганы!

Да и для самого такого бегуна это вредно. Это же обычное тщеславие: «Кто как, а вот я исповедаюсь не у кого-нибудь, а у самого схимника Илии!»

– Войны и военные слухи – мы слышим это не просто ежедневно, а ежеминутно. Тревожно, иногда страшно. Как мне, христианину, воспринимать эти слухи, отец Дамиан?

– Да как всегда, чего паниковать-то! Никто из нас не знает, увидит ли завтрашний день. Мне кажется, вообще не нужно обращать столь пристальное, а то и паническое внимание на что-то глобальное – перед каждым из нас стоит свой конец света. Последнее время мы переживаем прямо сейчас, а не тогда, когда об этом сообщит «Первый канал» или BBC. Исправлять свою жизнь нужно сейчас, сию минуту, а не когда-нибудь потом, когда запахнет жареным. Помогите сегодня своей маме или супруге почистить картошку – уже кое-что: так вы проявите любовь к ближнему. Сосредоточьтесь на собственной жизни и оставьте, пожалуйста, Христу разбираться с проблемами и катастрофами иного масштаба – Он с ними разберется так, что мало не покажется, Он это дело умеет и доведет до доброго результата, до Своей победы. А участвовать в Его победе мы можем в том случае, если в своей – маленькой, но очень ценной для Христа – жизни оказали любовь ближнему. Так что без паники. В первый раз, что ли? Всё будет хорошо – доверьтесь Богу.

С архимандритом Дамианом (Цветковичем)
беседовал Степан Игнашев
Православие.ру