[23.06.2021] Наш современник Александр Невский

В нынешнем году Россия отмечает 800-летие со дня Рождения святого благоверного князя Александра Невского. Что касается слова «князь», то тут для большинства из нас все понятно. Княжение, воинская рать, победы в невской битве и ледовом побоище. Гораздо реже мы задумываемся над словами «святой» и «благоверный». А ведь благоверный означает, что этот человек, прежде всего, благ (добр, хорош) в своей вере. Именно это позволило ему достичь святости. О выдающейся личности Александра Невского, мы беседуем сегодня с настоятелем новосибирского собора во имя святого, благоверного Александра Невского, отцом Александром Новопашиным.

– Отец Александр, все мы изучали в школе жизнь святого благоверного князя Александра Невского. Знаем о победе в Ледовом побоище и… наверное, и все. Между тем, жизнь святого вместила в себя и очень много другого. Может быть, Вы коротко напомните основные вехи его жизни.

– В 1227 году отец святого благоверного князя Александра Невского великий князь Ярослав Всеволодович начал княжить в Великом Новгороде. С собой он взял двух сыновей: семилетнего Феодора, внезапно скончавшегося в тринадцатилетнем возрасте, и шестилетнего Александра. Ярослав Всеволодович был необыкновенно одаренным человеком: весьма разумным, глубоким, мужественным, красивыми невероятно развитым физически – о нем говорили, что он обладал мускулами Самсона. А голос его, как утверждается в летописи, гремел как труба на вече. Сын Александр рос ему под стать. Четырех лет от роду он был посвящен в воины и воспитывался соответствующим образом. Уже в тринадцать лет, в 1234 году, он принял участие в своем первом походе против немцев. Нужно понимать, что в то время Россию одолевало множество врагов, и если татары разоряли государство, требуя с русских дань, но не посягали на Православную веру, то латиняне постоянно двигались на Россию с крестовыми походами. Поэтому были и другие сражения, в которых участвовал юный Александр, постигая воинское искусство, закаляясь как воин.

Ледовое побоище, или, как его еще называют битва на Чудском озере против псов-рыцарей, действительно, вошло в историю. Значение этого сражения велико, поскольку одержав победу, князь Александр заставил трепетать перед ним весь Тевтонский орден. И папа, пусть и на время, отказался даже от мысли присоединить русские земли к латинству. Это произошло в 1242 году. Однако за два года до этого, в 1240 году, девятнадцатилетний князь Александр с малой дружиной в пух и прах разбил шведов, которые значительно превосходили русскую дружину по численности. В одной из летописей говорится, что во время сражения князь собственным копьем «возложил печать на лице» шведского военачальника Биргера. За эту битву князя Александра стали называть Невским.

В течение своей короткой, но очень яркой, насыщенной событиями, и одновременно тяжелой жизни – он преставился на 45 году от рождения, – князь Александр Невский участвовал в более чем двадцати сражениях против крестоносцев. И четыре(!) раза ездил в Орду. Что по опасности, на мой взгляд, приравнивается к кровопролитной битве. Собираясь в Орду, князья составляли завещания, поскольку татары требовали от них пройти языческие обряды, что для православных христиан совершенно недопустимо. Отказавшихся поклониться языческим богам, татары безжалостно и очень жестоко убивали. Так погибли святой князь Черниговский Михаил Всеволодович и его боярин Феодор. Так погибали и другие князья. Зная о их трагической судьбе, князь Александр Невский тем не менее тоже отказался поклониться идолам и пройти между кострами. Но когда Батыю донесли об этом, хан все равно потребовал привести к нему князя – уж слишком велика была о нем слава, как о мужественном воине, не проигравшем ни одного сражения. Зайдя в ханский шатер, князь поклонился хану со словами, что поклоняется ему как земному царю, но идолам поклонятся не станет, ибо служит единому Богу. И хана устроили такие слова – слова чрезвычайно мужественного человека. Ну а мы видим в этом поступке, прежде всего, глубоко верующего человека, настоящего православного христианина.

То, что великий князь вообще пошел на поклон к хану-язычнику, говорит о его жертвенной любви к народу. Ослушавшись хана, он обрек бы русских людей на еще большие гонения со стороны татар. «Нет больше той любви, – говорит Господь, – как если кто положит душу свою за други своя…». Князь готов был умереть за свой народ. И Батый, поразившись мужеству князя, поддержал его. Хотя мы, православные, конечно, понимаем, что это Господь уберег князя от неминуемой гибели – «Бог ли не защитит избранных Своих», – говорится в Евангелии.

– Как Вы думаете, почему во время акции «Имя России» именно святой Александр Невский большинством народа был признан «победителем». Что так привлекает сегодня нас к его образу?

– Благодаря талантам святого князя Православие еще больше укрепилось на русской земле, крепло и государство, крепла и армия, историческими подвигами которой во все века гордился и гордится русский народ.

Личность святого князя не разделяет, а объединяет народы России. Все, что так гармонично сочеталось в князе – мудрость правителя, высокое искусство военачальника и полководца, личное мужество, любовь к Отечеству и своему народу, ради которых святой князь Александр Невский готов был в любую минуту идти на смерть, даже самую лютую – все это несомненно притягивает. Конечно, при выборе «Имени России» были и другие достойные личности, но народ выбрал святого князя Александра Невского.

– Отсюда, естественно вытекает следующий вопрос: чему мы, люди ХХ, XXI веков можем научиться у человека, жившего восемь столетий назад?

– Научиться любить жертвенной любовью и хранить веру своих предков, свою культуру, свой народ, свое Отечество.

– Знаменитая мысль «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», наверное, свойственная не только русскому, но и всем народам, которым приходится защищать свою родину. А вот другая мысль Александра Невского: «Братия, не в силе Бог, а в правде» – достаточно необычно для воителя тех веков. Какой смысл вкладывал святой благоверный князь в эти свои слова?

– Доподлинно неизвестно, говорил ли святой князь эти слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Но как православный христианин, знающий Священное Писание, изучающий его, он вполне мог их сказать. В Евангелие от Матфея Господь говорит своему Апостолу Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Князь мог просто перефразировать слова Спасителя. Что касается второго изречения «Братия, не в силе Бог, а в правде», принадлежащее князю, то это только начало его обращения к воинам. Далее, судя по имеющимся источникам, князь говорит: «Сии на колесницах, и сии на конех: мы же во имя Господа Бога нашего призовем».Это тоже слова из Священного Писания, из Псалтири святого пророка и царя Давида. Который, кстати, в другом псалме говорит: «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; и потомство нечестивых истребится». «Господь любит правду»! Иными словами, князь все время цитирует или ссылается на слова Священного Писания, поэтому, говоря о правде, он подразумевает правду Божию, и именно так его и понимали православные дружинники.

– Не ту же ли мысль высказывал в фильме «Брат» высказывал его главный герой Данила: «Вот, ты, американец думаешь, что вся сила в деньгах, а я считаю, что сила в правде. У кого правда, тот и сильнее»?

– Я не знаю, что имел в виду режиссер. Может быть, он и думал о небесном. Но судя по самому фильму речь в данном случае, скорее всего все-таки шла не о правде Божией, а о справедливости, как ее понимает большинство людей. Такая земная правда.

– Отец Александр, а Вы сами, случайно, не в честь святого Александра Невского крещены? Как на Вас лично повлиял образ святого Александра Невского?

– Да, я крещен в честь святого благоверного князя Александра Невского. Для каждого православного христианина жизнь святых и особенно жизнь святого, в честь которого он назван, является примером для подражания. Александр в переводе с греческого означает «защитник». И как святой благоверный князь Александр Невский был защитником Православной веры, Отечества, русского народа, так и я по мере своих сил стараюсь подражать своему небесному покровителю. Более двадцати лет я веду антисектантскую деятельность. Тоталитарные секты – несут угрозу на уровне личности, семьи, общества и государства, поэтому изучение современного тоталитарного сектантского движения и распространение объективной информации об угрозах, исходящих от него, может помочь многим людям избежать капканов и сетей, расставленных сектантами-вербовщиками. То же самое касается и работы по профилактике экстремизма и терроризма, которой я занимаюсь последние годы. Вся эта работа совершается конечно не мной одним, а членами нашего православного братства во имя святого князя Александра, которое создано для просветительской и социальной работы еще в 1994 году. Реабилитация наркозависимых, социальная адаптация людей, оставшихся без крова тоже относятся к сфере нашей деятельности.

Ну и конечно – православная миссия. Строго говоря, святого благоверного князя Александра Невского нельзя назвать миссионером, однако его твердое стояние за Православную веру наверняка вызывало уважение со стороны некрещенных народов, что в дальнейшем могло повлиять на их выбор в пользу Православия. Да и сама жизнь святого князя достойна всяческого уважения и подражания. О таких людях, как святой князь Александр Невский, и говорит Господь: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех».

Александро-Невский собор является миссионерским отделом Новосибирской епархии. Отдел участвует в организации миссионерских акций «Корабль-церковь «Святой Апостол Андрей Первозванный»», вагона-церкви во имя святого Николая Чудотворца в составе Поезда Памяти и автопоезда «За духовное возрождение России». Мы много работаем с учащейся молодежью, детьми. Совместно со спортивным отделом Новосибирской епархии вот уже несколько лет проводим православную миссию в спорте, одной из крупнейших акций которой стала организация Кубка святого князя Александра Невского –- ежегодно наши турниры, в том числе мастерские, в которых принимают участие очень опытные спортсмены, проводятся по десятку видам спорта. Активно работаем с осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Помогаем женщинам решившим сохранить своего ребенка и не делать аборт.

– Накладывает ли какие-то особенности на сам храм то, что он носит имя святого благоверного князя Александра Невского?

– В 90-х годах началось возрождение приходской жизни храма. Главное, конечно же, – это Божественная литургия. Выше в литургической жизни нет ничего. Однако жизнь прихода заключается не только в этом. В те годы очень остро стоял вопрос строительных и реставрационных работ, благоустройства и благоукрашения храма. Параллельно нужно было начать развивать миссионерское, социальное служение. В 1994 году при храме было создано Александро-Невское братство, о котором я говорил выше, объединившее духовенство и активных прихожан. Члены братства –- разные люди, самых разных профессий, но всех объединяла любовь к святому князю и желание трудиться во славу Божию на благо Церкви Христовой. Все те направления работы, которые сегодня представлены в нашем приходе, получили развитие уже тогда, в 1994 году.

Уместно отметить, что купол Александро-Невского храма имеет форму шлема русского дружинника, воина Христова. Эта одна из известных традиций храмового зодчества. Она напоминает, что хотя «наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных», однако православный воин всегда готов защитить свою веру, свое Отечество с мечом в руках.

– Храм Александра Невского первое каменное здание Ново-Николаевска. Воздвигнут он был во время строительства Транссиба. Как Вы думаете, почему храм на, буквально перевернувшей жизнь России железной дороге, освящен в честь именно этого святого воителя?

– Решение о строительстве Великого Сибирского пути принимал император Александр III Миротворец. В 1891 году он подписал соответствующий указ. Путь проходил через Ново-Николаевск. Александро-Невский собор возводился в городе как храм-памятник императору Александру III, небесным покровителем которого был святой благоверный князь Александр Невский. Поэтому храм освятили в честь этого святого. Таким образом, святой Александр Невский является небесным покровителем Ново-Николаевска, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, который в свою очередь был небесным покровителем сына Александра III. Да и сам Государь Николай II, канонизированный Русской Православной Церковью в лике страстотерпца, ныне, будучи святым и предстоя Престолу Божию, покровительствует нашему городу.

– Александро-Невский храм был воздвигнут во многом благодаря материальной поддержке российского императора, страстотерпца Николая Александровича. Знаком благодарности ему стала скульптурная композиция у одного из входов в храм. Ничего подобного прежде в Новосибирске не было. А у верующих Вашего прихода нет случайно мысли воздвигнуть памятник святому Александру Невскому?

— Хорошая идея. Если мы говорим о том, что святой благоверный князь Александр Невский выбран российским народом в качестве Имени России, если сегодня его славный юбилей торжественно празднуется в стране на государственном уровне, то, конечно, в Новосибирске необходимо воздвигнуть такой памятник, и поставить его следует даже не на территории Александро-Невского собора, а в самом центре города.

– Перед самой кончиной князь принял монашеский постриг. Почему он это сделал? О чем это говорит?

— Это говорит о его глубокой вере. Приближаясь к смертному одру, многие великие князья принимали монашество, а с ним и новое имя. Так, в схиме – высшей степени монашества, благоверный князь Александр наречен Алексием, в честь святого праведного Алексия, человека Божия. Неверующий или маловерующий человек такого шага никогда бы не сделал. Дело в том, что у любого человека всегда остается надежда на выздоровление. И если бы князь после пострига выздоровел, то он совершенно точно не смог бы управлять княжеством, тем более быть полководцем. Но он сознательно принимает ангельский чин, принимает схиму ради Царствия Небесного. Это был его выбор.

– Удивительно, но сам образ Александра Невского стал как бы скрепой, соединяющей многие поколения России. Орден Александра Невского существовал в Российской Империи, такой же орден существовать в СССР. А теперь орден святого благоверного князя Александра Невского учрежден и в современной России. Получается, что Александр Невский «проходит» через всю нашу историю?..

– Действительно, орден в честь Александра Невского всегда считался особо почетной наградой за заслуги перед Отечеством. Впервые он был учрежден императрицей Екатериной I. Но в течение времени его формы менялись. Если сначала орден был в виде креста, то в СССР, естественно, в виде пятиконечной звезды. По имеющимся данным за время существования ордена им были награждены 3674 человека. Орденом святого Александра Невского был награжден протоиерей Иоанн Кронштадтский, канонизированный Русской Православной Церковью в лике праведных. Кавалером ордена святого Александра Невского был Петр Аркадьевич Столыпин. Первым кавалером ордена Александра Невского, учрежденного в СССР в 1942 году, стал командир батальона морской пехоты 154-й морской стрелковой бригады старший лейтенант Иван Назарович Рубан. Почетным орденом были награждены знаменитый кардиохирург Леонид Антонович Бокерия. Народный артист СССР Василий Семенович Лановой.

Кроме того, 13 апреля 2021 гогда по случаю 800-летия благоверного князя определением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода учрежден церковный орден в честь святого князя Александра он имеет три степени. Им будут награждаться внесшие выдающийся вклад в защиту и процветание Отечества, в укрепление мира и согласия между живущими в нем народами, в развитие межгосударственных отношений, внешних связей Русской Православной Церкви, а также внесшие выдающийся личный вклад в дело увековечения подвига благоверного князя Александра Невского, в том числе в строительство и реставрацию храмов и иных памятных мест, связанных с его именем.

Святой благоверный и великий князь Александр Невский – выдающаяся историческая личность. Его имя – это Имя России, как это наглядно показал всероссийский опрос в 2008 году. Во все времена, когда Россия претерпевала тяжелые испытания, российский народ вспоминал великого князя, укреплялся и вдохновлялся его ратными подвигами и государственными делами. Русские люди особенно любят этого святого, почитают его, гордятся им.

Беседовал Александр Оконишников
«Честное слово»

Всему свое время

Интервью с о. Александром называется «Наш современник Александр Невский». Вот что говорит про время Александра Невского кандидат богословия, настоятель храма Иоанна Богослова в Барнауле протоиерей Георгий Крейдун: «Время его жизни – XIII век, когда в Европе были тревожные времена, разграблен Константинополь, на Руси множились проблемы с нашествием монголо-татар и княжеской междоусобицей. Это был период, когда, как в общий котел, сбрасывалась внешняя и внутренняя политика государств, а что из этого получится, предугадать не мог никто. При Александре Невском Русь теснили с трех сторон: католического Запада, Орды и Литвы, государственность в стране еще не сформировалась. И в тех условиях Невский был незаменим».

А разве сегодня ситуация в России и вокруг России другая? Разве нас не теснят сегодня со всех сторон? И разве кто-то может предугадать, чем все это закончится? Может быть, потому мы сегодня все чаще обращаем свои взоры к Александру Невскому, что чувствуем сродство тех и наших времен?

Сегодня в России все чаще говорят о необходимости единения народа. Что происходит, если такого единения нет очень убедительно показывают события, как раз, XIII века. В то время все население Золотой Орды составляло около полутора миллионов человек. Население Руси – около семи с половиной миллионов. Т. е. в пять раз больше! И, тем не менее, мы не могли противостоять орде. Мы неслучайно написали слово «орда» с маленькой буквы. При полуторамиллионном населении армия Орды доходила до 230 тысяч человек. Целая орда! А что такое представляли собой воинские дружины Древней Руси? Чтобы представить их численность, давайте взглянем на перечни городов только некоторых из русских княжеств.

На запад от Переяславского и Черниговского княжеств лежало самое населенное и самое богатое из всех русских княжеств домонгольского времени – Киевское. В состав Киевского княжества входили города Киев, Белгород, Богуславль, Божский (на р. Южный Буг), Болохов, Боровой, Брягин, Булич, Бьзяница, Василев, Вернев (Чернев), Витичев (Уветичи, Святополч), Володарев, Вручий (Овруч), Вышгород, Гольско, Городеск, Городец (близ Радосыни), Городец, Городок (в Болоховской земле), Губин, Дверен, Деревич, Дерновый, Добр, Добрый Дуб, Дядьков, Желань, Заруб, Звенигород, Звиждень, Иван, Искоростень, Каменец, Канев, Клеческ, Кобуд, Колодяжен, Корсунь, Котельница, Краен, Кудин, Кульдерев, Куниль, Кучарь, Кучелмин, Межимостье, Микулин, Михайлов, Мическ, Мозырь, Мунарев, Мутижир, Неятин, Пересечен, Полоный, Радомысль, Радосынь, Растовец, Речица, Рогачев, Родня, Родунь, Святославль, Святославля Криница, Семыч, Случеск, Товарый, Торческ, Треполь, Тумащ, Ушеск, Халеп, Чернобыль, Чурнаев, Чучин (Тчучин), Юрьев, Ярополч – всего 78 городов.
В Черниговском княжестве тоже было много городов. Помимо Чернигова – Бахмач, Белавежа (Белая Вежа), Березый, Блестовит, Болдыж, Брын, Брянск, Воробейна, Воротынск, Всеволож, Вщиж, Вьяхань, Глебль, Глухов, Гомий, Гуричев, Девягорск, Дедославль, Домагощ, Донец, Зартый, Вырь, Козельск, Колтеск, Корачев, Коршев, Кром, Курск, Листвен, Лобынск, Лопастна, Лутава, Любеч, Моровийск, Мосальск, Мценск, Неринск, Новгород Северский, Обловь, Ольгов, Оргощ, Ормина, Попаш, Путивль, Радощ, Ропеск, Росусь, Рыльск, Севск, Серенск, Синин мост, Сновск, Сосница, Спашь, Стародуб, Трубчевск (Трубецк), Уненеж, Хоробор, Чичерск – всего 60 городов18
Владимирское княжество включало города Андреев, Белз, Берестье, Броды, Бужеск (на р. Западный Буг), Бусовен, Верещин, Володава, Волынь, Всеволож, Выгошев, Гнойница, Городно (Гродно), Дорогичин, Дорогобуж, Дороговск, Дубен, Жидичин, Зареческ, Изяславль, Каменец (на р. Случи), Кодьня, Комов (Коморов), Кореческ, Кременец, Лубно, Луцк, Межибожье, Мельница, Милеск, Моравица, Орельск, Острог, Охожа, Перемиль, Пересопница, Сапогынь, Столп, Сутиска (Сутейск), Тихомль, Торчев, Турийск, Угровеск, Устилог, Ухани, Холм, Чемерин, Червен, Черторийск, Шеполь, Шумеск, Щекарев – всего 53 города.

Какие дружины могли выставить города с населением 500 – 800 человек? А объединить свои силы они никак не могли. И вот представьте, подходит к такому древнерусскому городку орда в 10 – 20 тысяч воинов. Какое здесь может быть сопротивление, какие могут быть надежды на победу? Противостоять такой Орде тогда еще разрозненные русские княжества не могли. Из собирание – было делом будущего. А пока нужно было просто сберечь народ. И святой благоверный князь, проявляется чудеса дипломатии. И, при этом, часто рискуя жизнью этого достигал.