[11.06.2021] Когнитивная редукция

Наше общество в последнее время всё чаще сталкивается с многочисленными деструктивными явлениями, с которыми никак не удается справиться: детские суициды, насилие в школах и семьях, появление подростковых криминальных субкультур и многим другим. Об одном из аспектов деструктивного поведения мы разговариваем с руководителем миссионерского отдела Челябинской епархии Константином Владимировичем Путником.

- Константин Владимирович, в своих выступлениях Вы очень часто говорите о том, что современное российское – и не только российское – общество столкнулось с явлением, которое Вы обозначаете термином «когнитивная редукция». Хотелось бы поговорить об этом.

- Давайте начнем с того, что мы находимся на войне – войне особого типа: эта война носит выраженный психо-ментальный характер. Все основные события такой войны происходят в психо-ментальной сфере.

Что такое психо-ментальная война? Это война, целью которой является переформатирование мышления противника в своих интересах. Это война, в которой воюющие стороны стремятся инспирировать или выявить, организовать и активизировать деструктивные силы на стороне противника, состоящие, как правило, из людей, имеющих психические проблемы. В известном смысле психо-ментальная, психологическая война – это война психов.

Для достижения победы в психо-ментальной войне используется много инструментов.

Мишенью в такой войне является всё общество, но обстреливается оно разными «информационными снарядами». Преимущественное, особое внимание уделяется молодежи, поскольку, как известно, если хочешь поработить народ – воспитай его детей. Это – одна из важных, приоритетных аксиом психо-ментальной войны.

Эффективно переформатируют и разрушают ментальную сферу молодежи с помощью различных методов и приемов. Так, недавно Герман Греф – один из представителей российской «пятой колонны», - выступил с заявлением о том, что специализированные физико-математические школы, как атавизм советской эпохи, утратили свою актуальность и не нужны.

Благодаря использованию таких приемов и методов в обществе – и не только российском – стремительно разворачивается явление, которое я называю когнитивной редукцией.

- Что же такое когнитивная редукция?

- Когнитивная редукция, если говорить коротко, это упрощение и уплощение мышления, его ограниченность, принимающая порой клинические формы психического или неврологического заболевания. В этом смысле когнитивная редукция соотносится не только с олигофренией, но и, например, с гебоидной шизофренией, замечательно описанной в книге Пантелеевой, Цуцульковской и Беляева, и сопровождающим ее нравственным помешательством. Нравственное помешательство – термин ныне почти забытый, но что-то подсказывает мне, что без него невозможно существование психиатрии как науки, адекватной реальности.

Когнитивную редукцию можно определить как недоумие. Недоумок, если заглянуть в словарь Даля, это – «слабоумный, простоватый, глуповатый, незрелый ум». И дальше очень важное, подчеркивающее содержательную связь недоумия с инфантильностью: «детский, ребячий, молодой». Даль указывает на важный маркер когнитивной редукции. «Чванство, - приводит он народную поговорку, - не ум, а недоумье». Взгляните, сколько появилось в нашем обществе чванливых людей, «новых аристократов», «золотой молодежи», «светских львиц» и других им подобных персонажей. Во французском языке есть ёмкое словечко для их обозначения: «парвеню», выскочки.

Человек с функциональной точки зрения есть сумма, как минимум, трех составляющих: homo spiritus, homo politicus, homo economicus. Святые Отцы говорили о человеке, как о сочетании духа, души и тела. Главная, определяющая качество остальных – spiritus, духовная составляющая, базис. Именно духовно-религиозная составляющая формирует ядро личности, те глубинные мотивации, которые будут определять ее существование.

Смысл когнитивной редукции – сосредоточить внимание человека на потреблении, подменить бытие бытом, исключив или предельно опошлив, приземлив, омещанив духовный поиск человека, который может осуществляться только при наличии высоких интеллектуальных способностей; сделать человека предельно управляемым.

- Вероятно, существуют какие-то маркеры когнитивной редукции?

- Да, конечно.Вообще, их, таких маркеров, много. Когда я только начинал заниматься проблемой и набрасывал для себя первый черновик, то уже тогда их насчитывалось около двух десятков. Теперь – по прошествии времени – их в моем перечне около ста. Понятно, все их я назвать не смогу. Назову основные:

отсутствие стратегического мышления, стратегического видения, исторической перспективы; жизнь сегодняшним днем. Отсюда, кстати, непонимание многими постсоветскими национальными элитами «общей исторической судьбы» с Россией;

лексическая убогость: обеднение словарного запаса, использование простых односложных предложений, замена слов и фраз символами. Вообще нужно сказать, что основные сражения психо-ментальной войны разворачиваются в сфере языка. Это происходит потому, что язык есть не только средство коммуникации, но и орудие мышления. Мы мыслим на языке, иного способа нет. Поэтому для того, чтобы переформатировать мышление, необходимо переформатировать язык. Это достигается разными способами, о которых я здесь говорить не могу из-за ограниченности печатной площади и времени;

предпочтение не тексту, а картинке; необоснованная экономия интеллектуальных усилий;

подмена любознательности любопытством, часто очень порочным, хамским. Вообще, любопытство – обычный интерес к происходящему, но в настоящее время оно опустилось на болезненный уровень «замочной скважины». Любознательность – стремление узнать: что, почему, как и ЗАЧЕМ; это уровень телескопа или, если хотите, микроскопа. Чтобы почувствовать разницу между любопытством и любознательностью, сравните две телевизионные программы: нынешнюю «Пусть говорят» и советскую «Очевидное – невероятное». Несмотря на то, что сравнение будет не в пользу «Пусть говорят», таких программ на телевидении становится все больше, тогда как программ уровня «Очевидного - невероятного» не осталось вовсе;

подражательность: явление, которое стало буквально психической эпидемией: детские суициды, поножовщина и стрельба в школах, похабные танцы курсантов военизированных училищ… Это, кстати, указывает еще на одну важную особенность носителей когнитивной редукции: их инфантильность – не взирая на фактический возраст.

Остановлюсь на этом.

Разумеется, один признак или маркер не может служить достоверным критерием когнитивной редукции. Когнитивная редукция, говоря языком медицины, - это большой синдром, т.е. объединение целого ряда признаков-симптомов. Но наличие одного такого симптома должно насторожить и послужить мотивом и стимулом к поиску других.

Последнее, о чем необходимо сказать. В ситуации психо-ментальной войны можно говорить о наведенной когнитивной редукции. Речь идет о социальной инженерии. Патологические ее качества и воспитываются, и используются: когнитивная редукция – страшная, разрушительная, всепроникающая сила, эксплуатирующая человеческую порочность, и с нею работают люди, которые знают, как и куда ее направить.

- Что ожидает людей, способных мыслить рационально при разрастании этого явления?

Позволю себе короткую цитату. Вот что говорил один из основоположников монашеского пустынножительства – св. Антоний Великий:

«Настанет некогда время, и человек вознегодует. Увидев неподверженного общей болезни, восстанет на него, говоря: «Ты по преимуществу находишься в недуге, потому что неподобен нам»…».

И еще я рекомендую всем прочитать рассказ Герберта Уэллса, который называется «Страна слепых».

- Константин Владимирович, после всех рассуждений о когнитивной редукции как явлении не просто вредном, но и социально опасном, возникает проклятый русский вопрос: что делать? Как этому явлению противостоять?

- На мой взгляд, существует несколько простых правил.

Правило 1. Читайте.

Нужно постоянно упражнять мозг.

Говоря самыми общими словами, без погружения в физиологические детали: мышление чрезвычайно энергозатратно, и поэтому мозг очень ленив и предпочитает мыслить, в лучшем случае, стереотипами.

Чтение – самое простое и эффективное упражнение для мозга. Но чтению предшествует волевой акт – целеполагание и желание цели достичь.

Итак, читайте. Заставляйте себя читать. Но читайте не что попало.

Читайте умные книги.

Открою вам тайну: умных книг не очень много. Возможно, их не более двух-трех десятков. За жизнь средней продолжительности вполне можно осилить. Другое дело, как их найти, такие книги. Тем более, что у каждого они – свои. Не существует универсальных книг.

Есть один критерий, позволяющий найти умную книгу. Умная книга всегда – путеводитель. Путеводитель, прежде всего, для вас. Начиная читать такую книгу, вы поймете это с первых страниц.

Чтению последует собирание книг, личной библиотеки. Умный человек относится к своей библиотеке как к части себя самого, значимой части своего когнитивного аппарата, к части, которая вынесена наружу и материализована. Знаете, существует известное выражение о том, что настоящий мужчина должен посадить дерево, выстроить дом и воспитать детей. Я бы к этому добавил: и собрать библиотеку.

Правило 2. Читайте с карандашом.

Подчеркивайте. Выделяйте понравившиеся места, чтобы потом вернуться к ним, обдумать.

Собеседуйте с автором. Существует герменевтическая аксиома: книгу пишут двое – писатель и читатель.

Правило 3. Выписывайте. Конспектируйте. Комментируйте.

Выписанная мысль, особенно если она откомментирована, усваивается как своя собственная – прочно.

Правило 4. Слушайте музыку.

Хорошую музыку.

Существует критерий и для хорошей музыки.

Основа хорошей музыки – мелос, мелодия.

Слушайте любую мелодичную музыку: симфоническую, фольклорную. В крайнем случае – диско. А вот рэп, которым увлекаются многие молодые люди, - это из интеллектуальной подворотни.

Музыка – это особый язык. А нотная грамота – особый вид письменности. Я совсем недавно узнал, что недавно умершая академик РАМН Татьяна Борисовна Дмитриева, одна из ведущих советских и российских психиатров, в молодости собиралась написать научную работу о музыке как третьей сигнальной системе.

Поэтому владение двумя языками развивает и усложняет мышление. Если угодно – это два способа церебральной гигиены, противодействия когнитивной редукции.

И последнее важное правило - пятое: ограничьте разумными пределами  для себя и своих детей пользование гаджетами, электронными средствами связи и коммуникации.

- Константин Владимирович, спасибо за интересную беседу.

- Спасибо Вам за внимание к важной проблеме когнитивного здоровья.