Поиск по сайту
Таинства
  • Крещение
  • Исповедь
  • Причастие
  • Венчание
  • Помощь
  • Информационно-консультационный центр по вопросам сектантства
  • Реабилитация наркозависимых
  • Епархиальный Центр защиты жизни и семейных ценностей во имя святителя Иоанна Шанхайского
  • Образование
  • Воскресные церковно-приходские занятия
  • Занятия со взрослыми
  • Занятия с детьми от 3,5 до 8 лет
  • Занятия с детьми от 8 до 14 лет
  • Занятия православного молодёжного хора
  • On-line библиотека
  • Паломничество
  • Расписание паломнических поездок

  • Главная » Сектоведение » Новости » Боролись ли с сектами святые отцы?

    [15.05.2021] Боролись ли с сектами святые отцы?

             

    Продолжая ранее начатую дискуссию с утверждениями о. Олега Стеняева в его статье на РНЛ, рассмотрим его тезис, что св. отцы не вели борьбы с сектами с помощью светских законов.

    Пока отложим в сторону важнейший вопрос разницы между сектами времен св. отцов и современными тоталитарными сектами, существование которых отрицает о.Олег.

    А действительно, боролись ли отцы прошлого с сектами? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть контекст той эпохи. Святые отцы Византии и Российской империи вовсе не жили в мире религиозного плюрализма, где вербовка сектантами в свои ряды их сограждан была нормальным явлением, как это происходит в наше время.

    В Византии в 380 году святой император Феодосий Великий объявил никейское Православие государственной религией, обязательной для всех жителей империи:

    «Мы приказываем, чтобы те, кто повинуется этому закону, приняли наименование кафолических христиан, и определяем, что остальные, помешанные и безумные, должны потерпеть бесчестие, связанное с еретическим учением, а их сборища не принимать наименование церквей, и что они должны понести сначала Божественную кару, а затем наказание от Наших действий, которые Мы предприняли по небесному велению».

    Сектанты были лишены прав обращения в свою веру, проведения собраний, иметь священников, жить в столице, иметь культовые сооружения. Последние были конфискованы.

    В целом, за всю историю Византии православные в ней были или гонимы императорами-еретиками или наоборот – были гонимы еретики.

    Например, при императрице Феодоре подверглись жестоким гонениям павликиане, многие были казнены. Император Алексей I Комнин вел с еретиками жесткую борьбу. Например, при нем лидеры секты богомилов были приговорены к смерти, но 8 лет император общался с ними, пребывающими в заключении, чтобы склонить к покаянию. И лишь спустя 8 лет нераскаянные были казнены...

    Каково было отношение святых к этой практике?

    Например, блаженный Августин первоначально был против применения к еретикам гражданских законов, но когда донатисты и циркумцеллионы стали серьёзной угрозой, он приветствовал политику государства, выступившего против еретиков. После колебаний Августин признал правомочность государственного принуждения также и в деле восстановления церковного единства.

    По итогам Карфагенского Собора 411 года, осудившего донатистов, они были были лишены гражданских прав, а в 415 году под страхом смерти им было запрещено собираться для богослужений.

    Решительным противником насилия к еретикам был св. Иоанн Златоуст, но заняв константинопольскую кафедру, он «ревностно преследовал несогласных с церковью (новатиан и квартодециман)», как пишет Болотов.

    Сам святитель поддерживал действия властей, но осуждал убийства:
    «Господь не запрещает обуздывать еретиков, заграждать им уста, сдерживать их дерзость, нарушать их сходбища и заговоры, но запрещает их истреблять и убивать».

    В царской России обращение человека из Православия в иную религию или инославие было уголовным преступлением, наказуемым вплоть до смерти. А до 1905 года «совращение из православия» каралось каторгой до 10 лет».

    Про пример святых Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского даже не будем вспоминать...

    Важно: мы не даем сейчас оценки этим событиям истории в категории хорошо/плохо. Эта тема заслуживает отдельного разговора.

    Речь о другом: св. отцы, когда говорят о кротости в отношении сектантов, имеют в виду именно их обращение в Православие. А вовсе не методы защиты населения от вербовки в секту. Такая проблема, за редким исключением, перед отцами не стояла – ее решало государство. Потому, даже заступаясь за еретиков, они заступались за их жизни, а не за право беспрепятственно соблазнять православных в погибель ереси. Святые очень серьёзно относились к вопросу вечной жизни, чтобы рисковать душами своих сограждан.

    Но теперь иные времена: времена веротерпимости и появления тоталитарных сект. И миссия предупредить общество об их опасности ложится сегодня на сектоведов.

    Лабарум. Сим победиши

    Календарь

    Последние новости
    06.12.2022 Слово в день святого благоверного князя Александра Невского
    06.12.2022 Митрополит Никодим возглавил Божественную литургию в день памяти святого благоверного князя Александра Невского
    06.12.2022 Святой благоверный князь Александр Невский
    05.12.2022 Путин подписал закон о полном запрете пропаганды ЛГБТ
    05.12.2022 В Новосибирске состоялось открытие турнира по хоккею на кубок святого князя Александра Невского
    04.12.2022 Беседа на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых
    04.12.2022 Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
    04.12.2022 Проповедь протоиерея Александра Новопашина на праздник Введения Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы во Святое Святых





    Православный миссионерский апологетический центр «Ставрос»