О святых храмах

  • Откуда истинно верующие люди научились устроению храмов?

Еще в Ветхом Завете, при даровании Господом Синайского законодательства, Сам Господь объявил чрез Моисея: скажи сынам Израилевым, ...   и устроят они Мне, святилище, и буду обитать посреди их (Исх. 25: 8). Также и о Соломоне сказал Господь: "он построит дом имени Моему (2 Цар. 7: 13). "И построил Соломон храм, и кончил его" (3 Цар. 6: 14).
 

  • Как относился Бог к устроенному Ему святилищу?

Храм был угоден Богу, и Бог освятил его (3 Цар. 9: 3). Когда разрушен был храм Соломонов, Господь повелел строить новый храм (Агг. 1: 3-8). Храм был построен и существовал до пришествия Спасителя.
 

  • Как Спаситель относился к ветхозаветному храму?

Спаситель проявлял ревность о храме, видя его осквернение: дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников (Мф. 21: 13)
 

  • Почему Господь так ревновал о храме?

Потому что в храме, по слову Спасителя, особое присутствие Божие: клянущийся храмом, говорит Он, клянется им и Живущим в нем. (Мф. 23: 21)
 

  • Спаситель признавал также и освящение от храма: что больше, спрашивал Он, дар, или жертвенник, освящающий дар (Мф. 23: 19)?

И во время Своей земной жизни Господь очень часто посещал Иерусалимский храм.
 

  • Не отменил ли Спаситель храма для верующих в Него?

Нет, наоборот, Господь предсказал, что все народы, уверовавшие в Него, будут иметь св. храмы: дом Мой, говорил Спаситель, домом молитвы наречется для всех народов (Мр. 11: 17).
 

  • Как относились Апостолы к ветхозаветному храму?

Апостолы, после Воскресения Господня, пребывали всегда в храме прославляя и благословляя Бога (Лук. 24: 53)

Апостол Павел приходил в Иерусалим для поклонения (Деян. 24: 11) и молился в храме (Деян 22: 17)
 

  • Может быть, только у евреев был храм,  а христиане храмов не имели?

Господь еще в Ветхом Завете предсказал о создании обновленного храма - храма новозаветного, и это пророчество приводит Ап. Иаков, говоря, как написано: потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, - воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие (Деян. 15: 16,17)
 

  • Исполнилось ли это пророчество?

Исполнилось.  Мы, действительно, видим у верующих в Христа храмы, или церкви, с самого начала христианства. Целый год, читаем об Апостолах, собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян 11:26)
 

  • Может быть, у христиан под церквами разумелись обыкновенные жилые дома?

Нет, под церквами разумелись, именно, храмы. Жены ваши, пишет Ап. Павел, в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.  Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви. (1 Кор 14:34,35)
 

  • Есть ли у нас свидетельства от истории, что у христиан были храмы?

Есть. Теперь в Риме ученые в подземельных кладбищах, называемых катакомбами, находят в местах погребения христиан просторные, украшенные священными изображениями, православные храмы. Здесь на гробах мучеников первые христиане совершали богослужения.
 

  • Будут ли у христиан храмы постоянно?

Храмы будут у христиан до пришествия антихриста и до Страшного Суда. Об антихристе Ап. Павел предсказывает, что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2 Фесс. 2: 4). А так как антихрист придет пред Страшным Судом, и его Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего (там же, ст. 8) то, значит, храмы Божии будут до второго пришествия Спасителя.
 

  • Неужели сектанты, несмотря на столь ясные указания Писания, отвергают св. храмы Божии?

Большинство сектантов отвергают храмы, ни признают их вещественной святыней христианской и глумятся над ними, таковы особенно толстовцы и молокане, а также, в большинстве случаев, пашковцы, баптисты и адвентисты.
 

  • Чем же сектанты объясняют свое кощунство?

Они говорят, что храмы не нужны потому, что Бог не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих (Деян. 17: 24,25)
 

  • Можно ли на основании этих слов Писания, отвергать храмы Божии?

Нет, нельзя, потому что слова эти сказаны против язычников, которые думали, что боги их не живут вне храма, а - только в храме. По христианскому же пониманию, Бог вездесущ, а в храме особое благодатное присутствие Его (Мф. 23: 21). Поэтому и будут, по слову Апостола, у христиан храмы Божии до второго пришествия Христова (2 Фесс. 2:4)
 

  • Что должно отвечать сектантам, когда они говорят, что они сами - храмы Св. Духа (1 Кор. 3: 16; 6:19), и что им поэтому не нужно вещественных храмов?

На такие сектантские речи должно отвечать, что, действительно, по слову Писания, христиане являются храмами Божьими, если только Дух Божий живет в них (1 Кор. 3: 16 ср. Рим. 8:9). Но это вовсе не отменяет храма вещественного, необходимого для священнодействий и собраний верующих. И такие храмы Божии всегда будут в церкви до второго пришествия Христова (2 Фесс. 2 :4)